Главная 16 Женские штучки 16 Заседание 152

Заседание 152

Заседание 152

Доброй пятницы, дорогие сёстры, всех причастных — с новым учебным годом. Держитесь, девочки, и это тоже пройдёт.

Для начала отвечу на записки с мест.

Где искать Дунаеву, если она уйдёт: проще простого. Под этой статьёй есть маленькое окошечко Об авторе.

В правом верхнем углу значок ссылки. Примечание для робких:
я не кусаюсь.

Следующий вопрос: ну как же так?!

Ответ: ну вот так как-то.

Впрочем, Лика благополучно остаётся на портале в качестве автора. Дунаева тоже не собирается пока помирать, но если бы ей разрешили писать не строго по расписанию, а по велению сердца, была бы в некотором роде счастлива.

А теперь вернёмся к теме заседания.

Итак, инфоповод известен: свежевыпущенный на экраны страны мультфильм про необыкновенные приключения обыкновенной девочки Серафимы.

И вот именно о нём я и не хотела бы сегодня поговорить.

И, соответственно, не буду.

Как вполне резонно заметили здравомыслящие люди, чтобы иметь возможность говорить о предмете, этот предмет надо знать. О мультфильме я знаю две вещи: что он вышел и что я его не смотрела.

Скорее всего, я его посмотрю — когда это можно будет сделать дома.

Предваряя возможные возражения, что, мол, художественные произведения надо воспринимать в специально отведённых для этого местах, в данном случае — в кинотеатре. Иначе-де не воспримется вся грандиозность замысла.

Если она там есть — воспримется (по крайней мере, при наличии специальных навыков, которые у меня, в силу моего, пусть и не совсем добровольного образования, имеются).

Если к тому моменту, как первая экранная пиратка достигнет моих очей, инфоповод всё ещё будет в силе, отпишусь. Постараюсь объективно.

А теперь я хотела бы поговорить о предметах, мне хорошо известных. О сказках вообще и о христианских сказках — в частности.

Сказка вообще — вещь странная. Простота этого жанра обманчива настолько же, насколько обманчиво ощущение доброты и плюшевости при взгляде на морду породистого верхового жеребца.

Пока вы стоите рядом с милой лошадкой, вам кажется, что она с удовольствием вас покатает. Но попробуйте сеть верхом… хотя нет, лучше не пробуйте.

Сочинить хорошую сказку — всё равно что сочинить красивую мелодию из восьми тактов. Засада в том, что их невозможно сочинить. Они либо приходят к вам, либо нет.

Куда проще настрогать десяток авангардных симфоний, чем одну песенку Зелёные рукава и десяток взрослых романов, чем одну детскую сказочку.

(Ну, в смысле, детскую сказочку, сладенькую и розовенькую, сочинить, наверное, легко. Читать, правда, будет трудно и скучно.

Особенно детям. Но дети должны учиться преодолевать трудности с детства, правда? А если детки православные — то тем более.

Им же потом надо будет как-то выживать в мире, всё ещё полном великих произведений искусства, а искусство — это пьянство духовное, от него нужно иммунитет иметь очень сильный. Кстати, и для экономики вредно, чтобы люди имели не только корпоративные ценности в голове.

Вероятно, поэтому Гарри Поттера в России теперь переиздали с наихудшим из возможных переводов: тот плох был, а ни разу не книжные дети всё равно из компьютеров повылазили, чтобы книжку почитать. Непорядок.)

В общем, если вы сели за ноутбук с благой целью и твёрдым намерением написать нечто для детей, готовьтесь к провалу.

Заседание 152

Чтобы писать сказки, надо, во-первых, иметь неутраченную с детства способность в них жить. Во-вторых, нужно быть достаточно взрослым и зрелым, чтобы суметь подождать, когда сказка сама вас найдёт (у меня самой было достаточно эпикфейлов в те времена, когда я ещё не желала с этим смириться, и как вы видите, продуктивностью я до сих пор не могу похвастаться.

Впрочем, в литературе количество и качество — понятия никак не связанные).

Потом — когда осенило — надо уметь отходить в сторону, оставляя от себя только руки — записывать — и знание грамматики с орфографией, чувство стиля и прочие технические навыки. Плюс способность видеть крайне жёсткие границы жанра — хотя только в сказке можно рассказать про вещи, которые иначе могут быть рассказаны лишь ангельским языком.

А вернее, именно поэтому. Если вы не ангел и аудиторией имеете не ангелов, вам придётся изъясняться исключительно иносказаниями, а иносказание хорошо, лишь когда оно компактно.

Лучше всего данный жанр охарактеризовал Пушкин, и вы все с пелёнок знаете, что сказка-ложь, да в ней намёк.

Ложь! Ложь, дамы!

Ложь и намёк — батюшки, да это же обыкновенный шифр! Любой шифр — это ложь, ложь в смысле сокрытия правды, но не с целью дезориентации адресата (иначе шифр не имел бы целью намёк), а по причине сугубой — и чаще всего трансцендентной — ценности информации.

Ну, вот представьте себе разведчика, который вместо: Здравствуй, мама, скучаю по твоему варенью. Твой сынулька, напишет честно: Товарищ внешней разведки полковник Бурый Б. Б! Задание по нейтрализации резидента Смита выполнено, выезжаю из Лондона в Париж завтра поездом номер 1313. Встречайте.

Службы внешней разведки младший лейтенант Серый С. С, агентурная кличка барон де Билл.

Ну, а теперь представьте обратный случай: младший лейтенант послал шифр про варенье, а полковник, вместо того чтобы дешифровать, встретить агента в Париже и обеспечить благополучное возвращение домой, с умильной слёзкой пересылает записку старушке-матери лейтенанта, присовокупляя к оной личные размышления о том, какого нежного сынулечку она родила, и какая она, наверное, хорошая кулинарка и огородница, раз сама варенье всё ещё варит, настоящая она русская женщина и примерная семьянинка и большое ей за это спасибочко от всей российской ФСБ.

Ну, так вот. Первый случай — это иносказательное описание попытки сесть и сочинить сказку для деточек.

Потому что деточкам главное — чтобы всё по полочкам и понятненько. Они же метафор не понимают, маленькие ещё.

(О том, что именно дети — мастера мыслить и говорить метафорами, по неизвестной британским учёным причине дружно забывают иногда даже многодетные родители.)

А вот второй случай — это когда то, что апостол Иоанн Богослов по великому послушанию кое-как, при помощи сплошных метафор со слезами пополам изложил в Апокалипсисе, понимается буквально и пересказывается с некоторыми розовыми добавками в качестве уже христианской сказочки — опять же, для деточек. Метафор они не понимают, маленькие ещё (этих метафор мы и сами их не понимаем, но мы же должны катехизировать!), поэтому давайте внесём побольше игровых моментов, вот, например, расскажем, какого рода дистанционную связь используют ангелы. А то вот раньше детки на икону архангелов смотрели — и не понимали, что это за штуковина у них в руках в виде прозрачного шара.

А теперь сразу будут знать: это айфон. Концептуальная модель (с) Гоблин.

И к нам заодно приставать перестанут с неудобными вопросами и отвлекать от молитвы.

Такая интерпретация в случае применения её к трансцендентным (превышающим естественные человеческие понятия) вещам является ничем иным как профанацией. В советские времена этот приём использовался для десакрализации (или для её попыток).

Ну, а в наше время… либо от великого ума, либо по злому умыслу. Потому что превращение религии в государственную идеологию добрым делом назвать затруднительно.

Сочиняя сказку про Бога, вы, пользуясь вышеприведённой характеристикой жанра, сочиняете ложь про Бога. Ну, или ладно, не буду так грубо.

Вы превращаете Бога в сказку. Из самых благих побуждений.

Вместо того чтобы побуждать детей расти и тянуться вверх, такие горе-сказочники пытаются преклонить небеса, пригнуть их к земле и хорошенько в них покопаться, чтобы, опять же, деткам понятнее было.

(Сходное явление я с горечью вижу в искусстве. В театрах и на концертах, вместо того чтобы поднимать зрителя до своего уровня, артисты спускаются до уровня зрителя.

И уровень этот естественным образом с каждым годом понижается. Да и некоторые врачи, которых я встречала, уже вполне опустились по уровню знаний и навыков до уровня пациента.)

Никогда и никто из лучших сказочников мира не позволял себе подобного. Но мы же советские люди…

Льюис? Нарния?

Но он не касался ангельского мира. Как вы помните, Последняя битва заканчивается словами о том, что всё предшествующее было тенью и настоящая история ещё не начиналась.

Но теперь она начинается, и сказочник должен умолкнуть.

Андерсен? Молящаяся Герда?

Оттого что сказку переиздали как положено, она не стала ни лучше, ни хуже. Сказка как была о любви, так и осталась.

Герда всё равно идёт босая по льду. Я с детства запомнила именно это: ощущение режущего, убийственного холода, но чудовища отступают перед маленькой девочкой, потому что её ведёт любовь.

В некотором роде было даже доходчивее: ангелы к Герде не приходили. И не было у взрослых искушения интерпретировать этот момент как она дошла, потому что молилась. Или ещё хуже: она любила, потому что молилась, без молитвы любовь неправильная…

Заседание 152

Кто-то из тех же великих англичан сказал: прежде, чем отец начинает учить ребёнка богословию, мать учит его благодарить за вкусный пирог.

Сказка — это нечто вроде матери. Сказка должна учить человеческому, исподволь готовя душу к тому, что выше.

Ничего страшного, если в сказке не будет ангелов. Хуже, если дети научатся воспринимать ангелов персонажами занимательного фэнтези наравне с.. ну, не знаю.

У нас в одной воскресной школе дети не видели никакой разницы между Христом и Суперменом.

И единственным побуждением к написанию сказки (да и не только сказки, и не только к написанию, а вообще к любому делу, включая, в общем, и рождение детей) должна быть любовь. Благое намерение — это не она.

Человек, пишущий сказки, — человек, любящий сказки, но при этом взрослый и читающий сказки. С какого перепугу такие люди вдруг объявляются детскими писателями?

Когда издатель начинает мне говорить про целевую аудиторию, я испытываю смешанные чувства: послать на… курсы повышения квалификации? Или по возможности самостоятельно объяснить, что мы не памперсами торгуем?

Как объяснить бизнесмену, что требование вставить в готовое произведение ещё 50 000 знаков— это всё равно что вписать в фортепианный концерт ещё 50 000 нот?

И вообще, что в искусстве всё, что может быть запланировано и гарантировано, — это техническое исполнение. Да и то, идея иногда вполне может потребовать смены инструментария.

Хотя нет ничего приятнее, чем настукивать на клавиатуре правильный, запланированный, целенаправленный текст, предназначенный, скажем, для возрастной категории 12+. Скучно. Но приятно.

Преднамеренные книжки хорошими не бывают, зато неплохо продаются: грамотная реклама плюс родители, которые ей верят, и ура. А если ещё немножко подыграть, приобнять запанибратски подростка — мол, пацан, нормально чё, я тя понимаю, давай типа дружить (и подмигнуть в сторону мамы: не волнуйтесь, гражданочка, это я маскируюсь, к концу книги ваш мальчик будет шёлковым и узнает много правильного), то и дети, возможно, прочтут.

Преднамеренных книжек я прочла много: в юности вполне справедливо полагала себя личностью незрелой и не доверяла своему вкусу (а вот это зря, поскольку художественный вкус закладывается очень рано, скорее даже во младенчестве, чем в отрочестве, и мне, как большинству моих сверстников, в этом смысле повезло), и потому, если православные наставники (и особенно наставницы) говорили, что вот эта книжка хорошая, прилежно пыталась понять — с какого боку она хороша.

И, кстати, очень радовалась, когда в вале сладенькой макулатуры с куполами на обложке внезапно набредала на хорошо, искренне и талантливо написанный абзац.

(До сих пор нравится почти вся адская часть книжки Мои посмертные приключения и всё, касающееся кота Арбуза.)

Сейчас я скорее негодую, если вижу в общем слабом продукте отдельные приличные места. Потому что именно они заманивают в болото посредственности тех, чей вкус ещё не слишком порчен.

Будь это беспросветная бездарщина от первой буквы до последнего многоточия, никто не говорил бы горделиво: а ведь и можем! И можем всё лучше и лучше!

Скоро и великих англичан вкупе с Андерсеном догоним и перегоним!

Да ни в жисть. Пока пишем мозгами, а не сердцем.

А мозгами мы будем писать до тех пор, пока несколько поколений не родится и не умрёт, овеянное тихой повседневностью своей веры, а не грохотом идеологической канонады в крови минимум раз в столетие выкашиваемой под корень элиты — настоящей элиты, а не того, что сейчас этим словом называется.

О admin

x

Check Also

Авторитет старших

Мы продолжаем публиковать отрывки из книги «Мама, перестань читать нотации! И ты, папа, тоже!» греческого педагога и организатора «школы родителей» Кики Дзордзакаки-Лимберопулу, перевод которой выполнен монахиней Екатериной специально для портала. ...

А тому ли я должна-то

Хорошо придумали англичане. Сколько же у них глаголов долженствования – для любого нюанса этого состояния… А у нас – как обухом по голове: я должна. Слушаться старших, делать уроки, любить ...

Астрид Линдгрен изменила мою жизнь дважды»

Когда Саре Швардт было 12 лет, она написала письмо Астрид Линдгрен. Вместо открытки со стандартным текстом писательница отправила ответное письмо. Единственная сохранившаяся из него фраза: «То есть хорошие фильмы — ...

А ты роди дитя

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. Пифагор Однажды мне было двадцать лет, я была молодая жена, я жила в собственной квартире с собственным мужем, ...

Авраам родил Исаака…

Помните, у Достоевского в «Записках из мертвого дома» есть довольно ироничная история про иудея, который был буквально бесплатным балаганом для своих сотоварищей, когда вставал на молитву? Все дело было в ...

А у меня морщины, а у меня живот

Поколение моих ровесниц (а нам едва-едва к тридцати) озаботилось признаками старения. «Вот, у меня морщины. А вот, у меня живот». То, что иногда у нас же спрашивают паспорт при попытке ...

Авангард — стиль на грани моды, для самых смелых дам

— Карден! У нас в Союзе 2-3 единицы таких! И то – у жен дипломатов неприсоединившихся стран. (к/ф “Самая обаятельная и привлекательная”) Помните Надю из кинофильма «Самая обаятельная и привлекательная»? ...

Атмосфера хорошей семьи

О самых распространенных трудностях в браке мы побеседовали с Наталией Владимировной Ининой, практикующим психологом, сотрудником факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, преподавателем факультета психологии РПУ св. Иоанна Богослова. Наталия Владимировна, ...

Австралийский сенатор покормила ребенка грудью в парламенте

Австралийский сенатор Ларисса Уотерс впервые в истории покормила своего 3-месячного ребенка грудью прямо на заседании парламента, во время собственного выступления. 40-летний сенатор от партии «зеленых» известна своей активностью в борьбе ...

Аритмия»: нежный фильм о нашей запутанной жизни

От русского кино уже давно не ждешь у ничего хорошего. Про его качество уже и Вася Обломов успел спеть. Нет, оно, конечно есть — хорошее русское кино. Но я не ...

Архимандрит Иоанн Крестьянкин: слово пред Плащаницей в Великий Пяток

От редакции: в самый скорбный из дней церковного календаря предлагаем вашему вниманию проповедь известного старца Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Длящаяся в мире жизнь Христова привела нас сегодня на Голгофу ...

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) — о русских святых

Слово к 1000-летию Крещения Руси Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Величаем Тя, Триипостасный Владыко, верою Православною землю Русскую озарившаго и святых cродников наших сонм велий в ней ...

Архимандрит Савва (Мажуко): «Не стесняйтесь восхищаться друг другом»

Как общаться со стареющими родителями и принять то, что когда-то мы их потеряем? Нужно ли благодарить за страдания и что будет, если, как Иов, вступить в тяжбу с Богом? Зачем ...

Артемизия Джентилески

И снова Пушкинский музей нас балует итальянским искусством. На этот раз три гостя из Неаполитанского музея Каподимонте — своеобразное предисловие для большой выставки, обещанной в 2020 году и посвященной целиком ...

Аргентинское танго как практика близости

Какова ваша первая ассоциация со словом «танго»? Если вы не танцуете, то скорее всего это парный танец под этикеткой «страсть»: мужчина в костюме и шляпе и женщина на высоких каблуках ...

Армен Григорян

Для тех, кто взрослел в конце прошлого века, «Крематорий» — это не просто одна из культовых рок-групп, это музыка детства. «Мусорный ветер» свистел в ушах, нам хотелось познакомиться с «Безобразной ...

Рейтинг@Mail.ru