Главная 16 Женские штучки 16 Закат Венеции

Закат Венеции

Закат Венеции

В ГМИИ им. Пушкина уже второе лето подряд царит гедонистическая атмосфера рафинированного итальянского искусства. После прошлогодней Венеции Ренессанса здесь снова расположились две гастрольные экспозиции с Апеннинского полуострова: видео-арт нашего знаменитого современника Фабрицио Плесси и открывшаяся вчера выставка От Тьеполо до Каналетто и Гварди.

Само название этого проекта захватывает дух и заставляет сердце биться чаще, ведь перед нами — свидетели последнего роскошного взлета классического искусства Венецианской республики, да и самой истории этого удивительного государства, которое уже в конце XVIII столетия исчезло с политической карты Европы.

Накануне своего заката культура и искусство древнего города пережили поистине яркий период. В XVIII веке здесь творили великие Антонио Вивальди и Карло Гольдони, гремела на всю Европу слава певца Фаринелли и авантюриста Казановы, а в художественном мире блистали Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Тьеполо, Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Питтони, Джованни Антонио Каналетто, Франческо Гварди и Пьетро Лонги.

Закат Венеции

Лука Карлеварис. Пейзаж с триумфальной аркой и конной статуей.

1710-1714. Городские музеи Виченцы.

Именно это время подарило миру жанр знаменитых венецианских ведут — видов города, запечатленных для иностранных гостей, которые посещали его в рамках гранд-тура по Европе. Свое начало этот жанр берет в пейзажах мало известного отечественным зрителям Луки Карлевариса (1663 – 1730).

Его романтизированные полуфантастические виды руин и живописных ракурсов города выполнены в светлых, разбеленных тонах и наполнены голубоватым воздухом, окутывающим заросшие травой мосты, башни и статуи.

Закат Венеции

Франческо Авиани. Пейзаж с чудесным уловом. Около 1700.

Городские музеи Виченцы.

Еще в работах его современника Франческо Авиани (1662 – 1715) пейзаж, считавшийся в то время менее достойным жанром, чем религиозная или мифологическая живопись, служит массивным обрамлением для сюжетной композиции. Сложносочиненные руины, заросшие деревцами и увитые плющом, — это своеобразные сценические декорации для небольшой, но динамичной сцены в центре или в углу полотна.

И зачастую именно окружающий пейзаж с глубоким пространством тающих в голубой дымке далей привлекает основное внимание автора, а за ним и зрителя.

Закат Венеции

Себастиано и Марко Риччи. Перспектива с руинами и фигурами.

Городские музеи Виченцы.

Прекрасный пример освобождения собственно жанра пейзажа, а еще и сотрудничества двух художников из семейства Риччи — Себастиано (1659 – 1734) и его племянника Марко (1676 – 1730) — величественная Перспектива с руинам и фигурами. Построенная на чередовании нескольких пространственных планов, композиция этой масштабной картины великолепно и искусно скомпонована. Затененные кулисы по бокам направляют взгляд зрителя на эффектное сценическое пространство в центре пейзажа и дальше, в ярко освещенный прорыв дальнего плана.

Приглушенный золотисто-коричневый колорит оживляется несколькими некрупными цветовыми акцентами, легкий, открытый мазок создает впечатление трепета прозрачной, светоносной воздушной материи.

Закат Венеции

Джованни Антонио Каналетто. Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей. 1727 – 1729.

ГМИИ.

Одно из центральных полотен выставки — масштабная ведута Джованни Антонио Канале, прозванного Каналетто (1697 – 1768), хранящаяся в ГМИИ, — Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей. По заказу французского посланника художник запечатлел эпизод из знаменитого венецианского ритуала Обручения дожа с Адриатическим морем.

Каждый год на праздник Вознесения роскошная процессия из золоченых гондол сопровождала дожа до выхода из лагуны, где он символически благодарил море за победу над Далмацией (церемония была установлена в 1000 году и постепенно обросла ритуалами и торжественностью) и бросал в волны золотой перстень. Вслед за виртуозной кистью художника мы следуем по изобилующему подробностями живописному пространству. Здесь и богато украшенная гондола дожа, вернувшаяся к молу после церемонии с кольцом, и лодка французского посланника в центре композиции, и шумная праздничная толпа.

Влажная голубоватая дымка окутывает блистательное зрелище, разворачивающееся у пристани, покрывая его как будто тонкой, едва заметной вуалью воспоминаний о славном прошлом Венеции, переживавшей в XVIII столетии уже не лучшие времена.

Закат Венеции

Джованни Антонио Каналетто. Вид на острова лагуны и церковь Санта Мария делле Верджини от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло. Середина 1720-х.

ГМИИ.

Рядом с этим монументальным полотном на выставке экспонируются два камерных пейзажа Каналетто, очаровывающие своей свежестью, интимным настроением и особенной теплой эмоциональностью живописных видов, напоенных влажным морским воздухом и солнечным светом. В силу вполне понятных обстоятельств виды Венеции заказывали исключительно иностранные путешественники или послы, живущие в этом городе временно и желающие увезти с собой виды La Serenissima. Поэтому в художественных собраниях Венеции и ближайших городов крайне мало полотен знаменитых венецианских пейзажистов.

Тем интереснее концепция открывшейся выставки, в которой живописные работы из трех собраний дополняют общую картину художественной жизни этого яркого культурного центра.

Закат Венеции

Франческо Гварди. Вид Пьяцетты в Венеции. Около 1770.

ГМИИ.

Особая меланхолическая поэзия и щемящая красота пронизывают небольшие по формату каприччо (архитектурные фантазии) певца венецианского пейзажа Франческо Гварди (1712 – 1793). Его ностальгический вид Пьяцетты светится нежными пастельными тонами, как будто пронизанный солеными морскими брызгами воздух этого уникального города несет в себе память о яркой феерической жизни-карнавале, память, которая вспыхивает и трепещет в каждом камне опустевшей площади, в каждом отблеске зелено-голубого моря.

Быстрые росчерки и точки, оживляющие живописную фактуру полотна, создают иллюзию постоянного дыхания, вибрации, одушевленности пейзажа.

Закат Венеции

Джованни Баттиста Тьеполо. Время, открывающее Истину. Около 1745.

Городские музеи Виченцы.

С камерными уютными ведутами в залах музея соседствуют монументальные полотна, созданные для декорации дворцов и храмов. Фигурный плафон кисти Джамбаттисты Тьеполо (1696 – 1770), последнего великого художника эпохи барокко, демонстрирует характерное взволнованное и динамичное искусство этого знаменитого мастера.

Неожиданные ракурсы и развороты фигур, шумные, стремительные столкновения диагоналей в композициях, экспрессия порывистого движения сочетаются с яркой светлой палитрой и выразительной техникой динамичных текучих мазков жидкой краски.

Закат Венеции

Джованни Баттиста Пьяцетта. Экстаз святого Франциска. 1729.

Городские музеи Виченцы.

В работе его современника и конкурента Джованни Баттиста (Джамбаттисты) Пьяцетты (1683 – 1754) динамика усиливается. Здесь бушует ветер, развеваются ткани, свет и тень создают драматическую интригу, а широкие мазки дополняют эффект вибрирующего эмоционального пространства, вырывающегося за границы полотна.

Закат Венеции

Элизабетта Маркиони. Цветочная композиция с вазами и другими сосудами.

Городские музеи Виченцы.

Подобный, хотя и гораздо менее масштабно воплощенный динамизм и драматургия отличают два великолепных натюрморта Элизабетты Маркиони (XVII – XVIII вв.). Изящные линии цветочных венков соединяются в прихотливые и подвижные композиции, подчеркнутые ярким светом, который выхватывает из темного фона эффектные детали: тающие в полутени лепестки и пышные соцветия с пульсирующим в сердцевине цветом.

Закат Венеции

Пьетро Лонги. Игра в горшок.

1755 – 1760. Коллекция Интеза Санпаоло.

Один из последних великих художников Венеции — мастер жанровых сцен из жизни города Пьетро Фалька, прозванный Лонги (1702 – 1785). В его камерных зарисовках сквозь занимательные бытописательские сюжеты просвечивает тот самый неуловимый и прихотливый дух конца великой истории. Театральный и маскарадный, притворный и загадочный город масок предстает здесь в своем последнем спектакле.

Диковинный слон с задумчивым человеческим взглядом, светская забава, в разгар которой участники вдруг застыли с печальными глазами: как и в главном венецианском сюжете — карнавале — здесь все не то, чем кажется. Наряду с так любимыми в XVIII веке приемами — грациозными танцевальными движениями, нежным колоритом, напоминающим фарфоровые росписи, — художник умело использует неожиданные паузы, асимметрию и композиционное неравновесие, чтобы усилить контраст между видимым и подразумеваемым.

Тайна и загадка выходят на первый план в этой последней вспышке венецианского гения.

В 1797 году город был завоеван Наполеоном, и тысячелетняя история независимой и влиятельной Венецианской республики завершилась. Картина заката великого города и великой культуры поражает своим масштабом.

И как может быть иначе, когда перед нами такое художественное разнообразие и, можно сказать, избыточность. Здесь море, небо, одежды ангелов и лепестки цветов, камни мостовой и сочные фрукты, даже лохмотья нищих роскошны и драгоценны. Легкость, быстротечность бытия, эмоциональность, страсть и удивительная гармония в изобилии — те трудноуловимые и невероятно притягательные черты венецианского искусства, которые никого не оставляют равнодушным.

И та едва заметная нотка грусти, которой окрашены произведения этого последнего периода, добавляет еще одну новую краску в палитру нашей любви к этому неповторимому городу.

В Пушкинском музее выставка продлится до 10 октября, после чего будет продемонстрирована в Виченце.

О admin

x

Check Also

Жизнь по маминому рецепту

— Света с вами едет на бардовский фестиваль? – это меня спрашивает мама об институтской приятельнице с факультета иностранных языков перед поездкой на тот самый фестиваль, с ночевкой в палатках, ...

Жизнь останется: размышления о трансплантологии

В детстве я хотела быть врачом. Желательно на скорой помощи (как мама) или в реанимации (как папа), чтобы спасать людей. С моей точки зрения, именно эти врачи спасают людей по-настоящему ...

Жизнь на потом

Ноябрь, пожалуй, самый тяжелый месяц в году. Утром темно, вечер наступает рано, сумрак, тоска и морось. Хочется только пить чай и лежать, завернувшись в одеяла. В общем, просто какой-то месяц ...

Жизнь после мужа: инструкция по выживанию

Про то, как обходиться с собственной злостью, психологи пишут много. Чаще всего предлагается серьёзно и начистоту поговорить с тем человеком, который вольно или невольно послужил источником возникновения этого далеко не ...

Жизнь в ритме танца

Ну вот, опять начинается. Работа расположилась на столе слоями: срочное, совсем срочное, то, что надо было сделать вчера. Поверх книг, ежедневников, листочков и тетрадей аккуратным слоем лежит пыль. Где-то в ...

Жизнь как бизнес-проект: чем опасны книги по саморазвитию

Относиться проще к провалам и разводам, воспитывать в себе невозмутимость, как рекомендуют бизнес-тренеры: всегда ли хорошо переносить жесткие бизнес-технологии на свою жизнь? Рассматривать семью как предприятие, а горе как полезный ...

Жизненные метаморфозы, или как преодолеть последствия развода

Дорогие мои матроны! Почти два года назад я написала статью Женщина с ребёнком – отрезанный ломоть? и получила от вас много тёплых слов поддержки. Хотелось бы рассказать о преодолении той ...

Живая Геология: новое в музее

Серый дождливый сентябрьский день подействовал на меня необычно: я стала искать способ, как разнообразить досуг для всей семьи. В голове крутилось несколько идей: зоопарк, зоомузей, Третьяковка…но куда-то выбираться, когда за ...

Жизнь напоказ: как родители калечат психику своих детей

Каждый раз, когда в моей ленте Инстаграма появляется очередной детский блог, будь то блог ребенка-инвалида, многодетного папы или даже девочки-фотомодели, он проживает у меня в ленте максимум недели две. Потом ...

7 признаков психолога, к которому не надо обращаться

От редакции: участницы нашего клуба часто просят контакты хороших психологов, спрашивают, как такого найти. Предлагаем вашему вниманию статью нашего постоянного автора Ольги Красниковой, которая обращена к психологам, но может помочь ...

7 ошибок при составлении зимнего гардероба

Каждое время года прекрасно по-своему и любимо нами за самые разные вещи. Пусть мы скучаем по весне и лету, но зима дарит нам свои, совершенно волшебные, ни на что другое ...

7 правил избавления от сахарной зависимости ( тест)

После публикации на прошлой неделе статьи «Исповедь сахароголика» многие наши читательницы задались вопросом: какого режима питания нужно придерживаться, чтобы избавиться от сахарной зависимости и при этом не навредить организму? Публикуем ...

7 признаков зрелой женщины

Кого можно назвать взрослой, состоявшейся женщиной? Дата рождения в паспорте отнюдь не играет здесь главной роли. Можно вырасти ударными темпами и стать сформировавшейся зрелой личностью уже где-то к 25 годам, ...

7 рецептов постных пирожных из Сербии

К середине поста становится немного труднее поститься, кого-то караулит уныние, а кому-то просто необходимо съесть постную шоколадку. Для духовного укрепления выносится Крест, а для небольшой земной радости мы предлагаем попробовать ...

Жизнь на обратной перемотке

Осматривали пациента Б. 83 года, болезнь Альцгеймера, деменция средней степени тяжести. В прошлом проектировщик и крупный начальник. Аккуратный, очень вежливый, интеллигент старой школы. Заранее перед всеми извинился, если скажет какую-нибудь ...

Жить здесь и сейчас

Я поймала себя на этой мысли 31-го декабря. Утром я спешно резала пять салатов для гостей, которые должны были приехать ближе к вечеру. Вся кухня была занята кулинарными приготовлениями к ...

Рейтинг@Mail.ru