Главная 16 Женские штучки 16 Забытое прошлое: импрессионизм в работах русских авангардистов

Забытое прошлое: импрессионизм в работах русских авангардистов

Забытое прошлое: импрессионизм в работах русских авангардистов

В обширной и многообразной истории искусства нашей страны есть сверкающие вершины, вписавшие Россию в историю мирового художественного пантеона золотыми буквами. И одна из них — русский авангард.

И если этот факт хорошо нам известен, то пути появления этого яркого феномена часто остаются незаслуженно забытыми.

В Музее русского импрессионизма открылась великолепная выставка, цель которой — раскрыть и продемонстрировать нам уникальное по своему историческому и художественному значению явление — импрессионистические работы прославленных авангардистов.

Способность художников-импрессионистов увидеть реальность словно впервые и воссоздать свежесть этого взгляда, по точному выражению исследователей, пленяла русских мастеров. Именно художественные открытия импрессионизма нашли особенное отражение в эволюции русского искусства, подтолкнув творческую мысль многих деятелей авангарда.

Многие из них прошли этап освоения наследия французского импрессионизма как необходимую ступень в формировании собственных художественных теорий.

Забытое прошлое: импрессионизм в работах русских авангардистов

Роберт Фальк. Молодые стволы.

1907. Ярославский художественный музей.

Забытое прошлое: импрессионизм в работах русских авангардистов

Николай Кульбин. Цветы. 1910.

Собрание И.Г. Сановича.

Забытое прошлое: импрессионизм в работах русских авангардистов

Михаил Ларионов. Женщина на скамейке.

1902. Собрание Анатолия и Майи Беккерман.

Одним из самых ярких мыслителей нового искусства, построивших свою систему на этом основании, стал Казимир Малевич. В своих философских сочинениях он называл импрессионизм началом эволюции, приведшей к появлению совершенного искусства — супрематизма.

Через разложение цвета на составляющие компоненты спектра и дробление формы на элементы Малевич прошел путь к сезаннизму, кубизму, футуризму, кубофутуризму и супрематизму как совершенному выражению идеи чистого искусства, лишенного таких утилитарных и внешних атрибутов, как предмет.

Ранние работы Малевича, написанные в импрессионистической манере, сохранились в очень небольшом количестве, поэтому при подготовке своей персональной выставки в Третьяковской галерее в 1929 году сам автор восполнил пробел и написал ряд работ, наглядно демонстрирующих этот этап развития нового искусства. Причем датировал их 1900-ми годами, чем на долгое время ввел в заблуждение не только широкую публику, но и специалистов.

Творить в подобной манере автор продолжил и в 1930-х годах: в это время в его наследии возникло явление, названное исследователями возвратным импрессионизмом.

Забытое прошлое: импрессионизм в работах русских авангардистов

Казимир Малевич. Автопортрет. 1934.

Московский музей современного искусства.

Одна из поздних работ Казимира Севериновича — автопортрет 1934 года, представленный на выставке. Открытый мазок, основа теории и практики импрессионизма, был освоен художником в совершенстве.

Каждое касание кисти наэлектризовано выразительной силой и экспрессией, каждое несет в себе точное выражение оттенков мысли и эмоциональной сложности персонажа. Тонкие градации цвета выдержаны в виртуозном балансе между сдержанной монохромностью и игрой тысяч оттенков.

Глубокий взгляд творца и мыслителя, исследующего самого себя, приоткрывает для зрителя неизведанные глубины творческого разума.

В работах корифеев русского авангарда, таких как Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Василий Кандинский, Роберт Фальк, Давид и Владимир Бурлюки, Петр Кончаловский и Александра Экстер, импрессионизм предстает в живых и своеобразных формах и интерпретациях.

Интересно отметить, что решение стать художником Василий Кандинский принял в достаточно зрелом возрасте тридцати лет, увидев выставку произведений именно французских импрессионистов. Особенно его вдохновили пейзажи Клода Моне.

Тонкое чутье и великолепное владение пластическими основами этого направления живописи очевидно в его небольшой работе из Московского музея современного искусства, поражающей своей магнетической силой и выразительностью.

Забытое прошлое: импрессионизм в работах русских авангардистов

Кузьма Петров-Водкин. Африка. Олеандр.

1907. Пермская государственная художественная галерея.

Даже в творчестве такого самобытного автора, как Кузьма Петров-Водкин, не обошлось без увлечения наследием французских мастеров. Его африканские пейзажи, представленные на выставке, интересны яркостью натурных зарисовок и непосредственностью быстрых, ловких штрихов.

Живые и выразительные, эти пленэрные виды сочетают в себе открытые, стремительные мазки и фрагменты спокойных живописных плоскостей, что создает очень характерные, объемные образы жаркой солнечной природы юга.

Забытое прошлое: импрессионизм в работах русских авангардистов

Владимир Баранов-Россине. Дорожка в саду. 1907.

Музей русского импрессионизма.

Впечатлив и подтолкнув русских художников к разнообразным творческим исследованиям, французский импрессионизм не был заимствован и процитирован ими буквально. Одним из направлений этого стиля в своей новой стадии стал пуантилизм (от французского point – точка). Художественные новшества неоимпрессионизма, основанные на разделении живописного поля на четкие, правильной формы точки чистых цветов, которые должны смешаться не на палитре художника или полотне, а уже на сетчатке глаза зрителя, в произведениях русских мастеров приобрели новые пластические черты, геометрически правильные элементы потеряли свою четкость и стали более живыми и рукотворными.

Пейзаж Владимира Баранова-Россине демонстрирует такой вольный подход к первоисточнику. Разнонаправленные, как будто непричесанные мазки создают впечатление динамики и пульсации материи, потерявшей свою упорядоченность и статичность.

Забытое прошлое: импрессионизм в работах русских авангардистов

Павел Кузнецов. Розы в саду.

Начало 1940-х годов. Собрание Юрия Носова.

Один из основателей и идеологов объединения Голубая роза, участник Мира искусства Павел Кузнецов остался верен пастельной палитре и длинным тягучим линиям и в более позднее время своего творчества. Почти прозрачные мазки, нанесенные жидкой краской, передают нежное, поэтическое настроение цветущего сада, расцвеченного множеством оттенков.

Забытое прошлое: импрессионизм в работах русских авангардистов

Наталия Гончарова. Сирень.

1906. Нижегородский государственный художественный музей.

Совершенно особенно прозвучали импрессионистические ноты в произведениях одной из амазонок авангарда, Наталии Гончаровой. Ее яркий, обобщенно написанный натюрморт с букетом сирени вылеплен мощными скульптурными мазками. Контрастный свет и множество сочных, насыщенных цветовых нюансов выдают руку уверенного мастера.

Сочетание живой материи кистей сирени и неживой — ткани с цветочными мотивами — в ее работе объединено общей вибрирующей живописной фактурой, а крепкие формы и упругие линии подчеркнуты характерными контрастными контурами, усиливающими эффект объема и весомости предметов.

Прекрасные, завораживающие, глубокие, мерцающие переливами цвета и света картины, собранные в Музее русского импрессионизма, создают удивительно цельное и яркое пространство, предвещающее будущие великие открытия. Но завораживают они не только и даже не столько заложенным в них драгоценным зерном, готовым уже прорасти в сметающий все преграды мощный росток нового искусства.

Они притягивают своей полновесной, гедонистической красотой, свежестью и силой прекрасного и полноценного импрессионизма. Как заметил искусствовед Андрей Сарабьянов, эпиграфом ко всей выставке могли бы стать слова Казимира Малевича:

Кажется, что больше об импрессионизме писать нечего. Все его нутро вывернуто наружу, так что для всякого становится видной вся жизнь, все думы и вся работа импрессионистов и все результаты этой работы… Но оказывается, что исследование все же не окончено, ибо каждый год приносит нам новые итоги.

Именно такие новые итоги преподносит нам изучение импрессионизма на русской почве до сих пор, поэтому посетить выставку и прочувствовать обаяние этого так мало нам известного, но такого обворожительного искусства не только очень приятно, но и исключительно интересно.

Выставка Импрессионизм в авангарде в Музее русского импрессионизма продлится до 19 сентября.

О admin

x

Check Also

Чан или кран

Один из постоянных читателей Матрон.Ру прислал нам эту курьезную крещенскую историю, приключившуюся сегодня с ним и его мамой. Не могли не поделиться! «Ходил сегодня за святой водой. Отправился в новый ...

Cемейное путешествие: Саки – прохлада моря, жар степи и лечебные грязи

Саки – небольшой курортный городок неподалеку от Евпатории, прославившийся благодаря одноименному грязевому озеру. Это одно из самых приятных и в то же время доступных мест отдыха в Крыму. Мы поехали ...

Цена жизни

… Из-за разобщенности у жителей мегаполиса появляются новые представления о том, кого считать своим ближним. Хорошо, что родственники, друзья еще продолжают восприниматься как ближние. А соседи в большом городе уже ...

Цель, которой страшно достигнуть

Когда девушки жалуются, что у них не получается выйти замуж, я начинаю их расспрашивать: а расскажите, пожалуйста, какая, на ваш взгляд, жизнь должна начаться у вас после свадьбы? Что изменится ...

Cемейное путешествие: озера и костелы Беларуси

Найти информацию об интересных и удобных для семейного отдыха местах России или ближнего зарубежья порой труднее, чем о заграничных курортах. Предлагаю рассказ о прошлогодней поездке в один из национальных парков ...

Царский путь с вербами в руках

Приближается праздник Светлого Христова Воскресения — Пасха. Формально – закончился Великий пост, еще в пятницу. Всего неделя осталась до того момента, когда православные будут приветствовать друг друга радостным восклицанием: «Христос ...

Быть собой нельзя измениться

Мы живем в обществе людей, нацеленных на успех. И все пытаемся этому соответствовать, зачастую даже не осознавая. С детства в нас загружаются образы успешных людей, героических поступков, недюжего ума, причем ...

Бывают странные сближенья…

Христианская Церковь знает множество «парных» святых. Это и супруги Петр и Феврония, и братья Борис и Глеб или Кирилл и Мефодий, и даже не знакомые друг с другом при жизни ...

Бюджетный вопрос

Совсем недавно, в отпуске, за ужином в прибрежном ресторанчике, мы случайно услышали разговор сидящих за соседним столиком супругов-итальянцев с двумя детьми. В память мне особенно врезалась его раздраженная фраза: «У ...

Быть слабой

Сегодня речь пойдёт вот о чём… Хотя, всё по порядку. Читая Роберта Рождественского: Будь, пожалуйста, послабее. Будь, пожалуйста. И тогда подарю тебе я чудо запросто. И тогда я вымахну — ...

Быть родителем для самого себя

На днях я стала думать о людях из своего прошлого, и передо мной всплыли воспоминания об одной интересной личности. Итак, была у меня удивительная знакомая… нет, конечно, она и сейчас ...

Быт или не быт – вот в чем вопрос

Снова наступил февраль, открыв сезон семейного и корпоративного празднования и поисков подарков. Опять Интернет пестрит шутками на тему того, как «мужчины ждут очередной шампунь на 23 февраля, а женщины – ...

Бывают ли всезнающие и непогрешимые родители

Мы продолжаем публиковать отрывки из книги «Мама, перестань читать нотации! И ты, папа, тоже!» греческого педагога и организатора «школы родителей» Кики Дзордзак а ки-Лимбероп у лу, перевод которой выполнен монахиней ...

Быть для всех светильником

Гаснут последние огни, погружающегося во мрак большого города. Всю землю словно окутала тьма. День великого Праздника не властен над умами и сердцами людей, которые пребывают в недоумении и ощущении бессмысленности ...

Бывает ли белой зависть, или Лимонад из очень кислых лимонов

Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу. Не знаю, бывают ли люди, ни разу не переживавшие муки зависти. Но, несмотря на распространённость этого чувства, о зависти не принято ...

Был в темнице – и вы посетили Меня

Святая Анастасия Узорешительница – еще одна девица из сонма христианок-мучениц 3-4 веков. Знатная римлянка, умница-красавица, девственница и олицетворение кротости и стойкости одновременно. Однако есть в ее житии нечто, что не ...

Рейтинг@Mail.ru