Главная 16 Женские штучки 16 Великие иллюзии: 10 фильмов об уходе от реальности

Великие иллюзии: 10 фильмов об уходе от реальности

Многие из нас, сами того не подозревая, живут в отрыве от реальности. Одни следуют за снежной королевой, другие пытаются познать это странное чувство быть пойманным. Мы плутаем во Вселенной в порыве догнать нашу судьбу, обуздать ее, решить, что джокер уже в руке, миг неопределенности пройден и настоящее теперь целиком и полностью принадлежит нам.

И только Богу ясны наши истинные деяния и помыслы. Десять фильмов на тему ухода от действительности демонстрируют слабые и сильные стороны героев, предпочитающих выдуманный мир неумолимому ужасу бытия.

Бульвар Сансет (США, 1950, режиссер – Билли Уайлдер)

Задолжавший кредиторам сценарист Гиллис (Уильям Холден) случайно попадает в дом стареющей голливудской дивы Нормы Десмонд (Глория Свенсон), великой звезды немого кино, ныне живущей отшельницей и постепенно сходящей с ума от одиночества. Актриса предлагает Гиллису работу над сценарием, и трясина безумия засасывает героя в губительные объятья. Великий фильм Билли Уайлдера, разоблачающий Голливуд, адскую фабрику грез.

Героиня Свенсон предпочитает выдуманный мир наступившей и непонятной ей эре звукового кинематографа. Смириться с ролью выброшенной старой игрушки ей не позволяет собственное тщеславие.

Тонкий, мудрый, глубокий фильм о том, что такое иллюзия.

Великие иллюзии: 10 фильмов об уходе от реальности

Ох уж эта Настя! (СССР, 1971, режиссер – Юрий Победоносцев)

Маленькая школьница Настя Рябинина рассказывает всем про дружбу с черной пантерой, про невероятный город Эолис и про похищения людей загадочными пришельцами. Реальный мир старается отвлечь девочку от странных для советского ребенка фантазий.

В конце концов Настю принимают в пионеры у монумента памяти погибших воинов. Все мы помним прекрасную песню Лесной олень из этой ленты, говорящую о сути происходящего больше, чем сам сюжет.

Очень часто мир не столько выдуманный, сколько приукрашенный, становится для детей более обитаемым, чем серый фон школьных будней, не отличающихся особым разнообразием. И счастливы те, кто не перестает мечтать, даже окончательно повзрослев.

Великие иллюзии: 10 фильмов об уходе от реальности

Бегство мистера Мак-Кинли (СССР, 1975, режиссер – Михаил Швейцер)

Маленький человек, клерк, мистер Мак-Кинли (Донатас Банионис) испытывает сильнейший страх перед будущим – разгар холодной войны, во время которой происходит действие – вовсю грозит миру ядерной катастрофой. В стремительной попытке убежать от окружающей действительности герой решает отправиться в будущее, в те далекие времена, когда мир на планете будет налажен. Этот фильм режиссера Михаила Швейцера, классика советского кино, знаменит еще и благодаря песням Владимира Высоцкого, но главный его смысл заключается в размышлении о том, готов ли человек ради пропуска в мнимый рай рискнуть собственной душой.

Насколько ужас перед настоящим способен завести человека за крайнюю черту? В этом смысле картина остается всегда актуальной.

Великие иллюзии: 10 фильмов об уходе от реальности

Ф… как Фербенкс (Франция, 1976, режиссер – Морис Дюговсон)

Инженер Андре Фрагман (Патрик Дэваэр) возвращается в Париж после военной службы и никак не может найти работу. Постепенно герой впадает в тотальное отчаяние, осложняющее его отношения с друзьями и любимой девушкой (Миу Миу). Он тоскует по идеальной эпохе черно-белого кино, по тем временам, когда на экране царили Дуглас Фербенкс и Мэри Пикфорд, и доходит в своих иллюзиях до полнейшего душевного краха.

Прекрасный, но очень грустный фильм о поколении 70-х, проникнутый чувством потерянности и ненужности, часто свойственным молодым людям с тонкой душевной организацией, которые просто не способны выжить в жестком мире реальности. В главной роли снялся один из самых трагичных актеров Патрик Дэваэр, покончивший жизнь самоубийством в возрасте 35-ти лет.

Великие иллюзии: 10 фильмов об уходе от реальности

Король-рыбак (США, 1991, режиссер – Терри Гиллиам)

Радиоведущий Джек (Джефф Бриджес) как-то раз доигрался в эфире и стал косвенным виновником гибели нескольких человек. С тех пор он ушел в запой, стал одинок и потерян.

Но встреча со странным бомжом, бывшим профессором Пэрри (Робин Уильямс) не просто меняет жизнь героя, но и увлекает его в чужой дом грез, где подлинным чудом оживает мир средневековых рыцарей, прекрасных дам и страшных драконов. А главной целью становится поиск священного Грааля в самом центре Манхеттена. Король-рыбак — удивительный фильм о том, что даже в самом страшном аду следует бороться и искать, найти и не сдаваться. О поиске прекрасного как цели, как сути, как способа исцелиться.

И о том, что иллюзия иногда способна перевернуть мир.

Великие иллюзии: 10 фильмов об уходе от реальности

Бойцовский клуб (США, 1999, режиссер – Дэвид Финчер)

Главный герой (Эдвард Нортон) – клерк, попавший в зависимость от навязываемого современным миром быта, круто меняет свою жизнь, когда случайно встречает свободомыслящего и бесстрашного Тайлера Дердена (Брэд Питт). Известная экранизация романа Чака Паланика, которую не видел только очень ленивый. В наш список фильм попадает в качестве наглядной иллюстрации того, как мир потребления давит на сознание человека, вынуждая его эмигрировать на темную половину своей личности.

Более радикальный взгляд на ту же проблему выражен в гениальном романе Брета Истона Эллиса Американский психопат, экранизированном в 2000-м году. И в том, и в другом случае побег от реальности совершается вне воли героя под воздействием жутковатой рутины сложившегося образа жизни.

Великие иллюзии: 10 фильмов об уходе от реальности

Донни Дарко (США, 2001, режиссер – Ричард Келли)

Шестнадцатилетний Донни Дарко (Джейк Джилленхолл) испытывает груз проблем, связанных с переходным возрастом. Окружающие считают его психически ненормальным. Но однажды к парню является гигантский кролик, который говорит ему о том, что скоро начнется конец света.

Тончайший, как паутина на ветру, режиссерский дебют Ричарда Келли не просто стал фильмом для воспитания очередного потерянного поколения. Помимо целого ряда философских, психологических и культурных пластов, эта картина как нельзя ощутимее дает представление о том, как хрупок, эфемерен мир юного существа, способного видеть дальше, чем окна дома напротив.

В такой ситуации все вопросы о перемещении во времени – одной из основных тем ленты — обретают привкус утраченных иллюзий и неумолимо уходящего детства.

Великие иллюзии: 10 фильмов об уходе от реальности

Вечное сияние чистого разума (США, 2004, режиссер – Мишель Гондри)

Они встретились, полюбили друг друга, но отношения не сложились. Тогда она (Кейт Уинслет) пошла в корпорацию по очистке памяти и стерла любимого из своей жизни.

Он (Джим Керри) в отместку поступил также. Но они встретились вновь, и пружина опять раскрутилась.

Необыкновенное и очень визионерское кино на вечную тему я пытался уйти от любви. Но именно любовь становится той реальностью, за которую пытается ухватиться герой Джима Керри, чтобы исправить содеянное.

Попытка сбежать за край – даже не света – а памяти, оборачивается для героя невыносимым кошмаром потери близкого человека. И всепоглощающего желания вернуть мир к исходному материалу.

Пример идеального фильма о любви, выживающей в запутанных джунглях городского одиночества.

Великие иллюзии: 10 фильмов об уходе от реальности

Лабиринт фавна (Испания, Мексика, США, 2006, режиссер – Гильермо дель Торо)

Испания времен второй мировой войны. Десятилетняя мечтательница Офелия (Ивана Бакуэро) оказывается в военном лагере своего отчима, офицера армии Франко. Пока взрослые пытаются разделить мир, девочка становится жертвой страшных сказок, обнаруживает в лесу загадочный лабиринт, где жуткий фавн рассказывает ей правду об ее происхождении.

Несмотря на то, что Гильермо дель Торо настаивал на том, что волшебство в фильме не является фантазией его героини, грань между грезами и действительностью здесь весьма ощутима. Главным критерием становится сама смерть, она же и есть побег от реальности, венчающий в том числе и великолепную повесть Артура Мейчена Белые люди, легшую в основу сценария Лабиринта.

Великие иллюзии: 10 фильмов об уходе от реальности

Ангел (Великобритания, Бельгия, Франция, 2007, режиссер – Франсуа Озон)

Живущая на рубеже 19-го и 20 –го веков англичанка Энжел Деверелл (Ромула Гарай) – успешная писательница, сумевшая, несмотря на графоманский подход к профессии, стать главной фигурой на поприще женского романа. Романтический розовый флер – мечта каждой домохозяйки — удушающее царил не только в опусах Энжел, но и сокрушал все вокруг в ее реальной жизни.

Ибо героиня поместила себя в ту самую золотую клетку классических любовных мелодрам, кои в изобилии породило ее бойкое, не слишком щепетильное перо. Оградившись от всего мира сочинительством слащавых историй, Энжел прочно выпала из реальности, не пожелав ни на миг изменить в своей истории ни слова. Крушение идеалов не замедлило проявить себя.

Жизнь все-таки не пикник на веранде.

О admin

x

Check Also

Авторитет старших

Мы продолжаем публиковать отрывки из книги «Мама, перестань читать нотации! И ты, папа, тоже!» греческого педагога и организатора «школы родителей» Кики Дзордзакаки-Лимберопулу, перевод которой выполнен монахиней Екатериной специально для портала. ...

А тому ли я должна-то

Хорошо придумали англичане. Сколько же у них глаголов долженствования – для любого нюанса этого состояния… А у нас – как обухом по голове: я должна. Слушаться старших, делать уроки, любить ...

Астрид Линдгрен изменила мою жизнь дважды»

Когда Саре Швардт было 12 лет, она написала письмо Астрид Линдгрен. Вместо открытки со стандартным текстом писательница отправила ответное письмо. Единственная сохранившаяся из него фраза: «То есть хорошие фильмы — ...

А ты роди дитя

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. Пифагор Однажды мне было двадцать лет, я была молодая жена, я жила в собственной квартире с собственным мужем, ...

Авраам родил Исаака…

Помните, у Достоевского в «Записках из мертвого дома» есть довольно ироничная история про иудея, который был буквально бесплатным балаганом для своих сотоварищей, когда вставал на молитву? Все дело было в ...

А у меня морщины, а у меня живот

Поколение моих ровесниц (а нам едва-едва к тридцати) озаботилось признаками старения. «Вот, у меня морщины. А вот, у меня живот». То, что иногда у нас же спрашивают паспорт при попытке ...

Авангард — стиль на грани моды, для самых смелых дам

— Карден! У нас в Союзе 2-3 единицы таких! И то – у жен дипломатов неприсоединившихся стран. (к/ф “Самая обаятельная и привлекательная”) Помните Надю из кинофильма «Самая обаятельная и привлекательная»? ...

Атмосфера хорошей семьи

О самых распространенных трудностях в браке мы побеседовали с Наталией Владимировной Ининой, практикующим психологом, сотрудником факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, преподавателем факультета психологии РПУ св. Иоанна Богослова. Наталия Владимировна, ...

Австралийский сенатор покормила ребенка грудью в парламенте

Австралийский сенатор Ларисса Уотерс впервые в истории покормила своего 3-месячного ребенка грудью прямо на заседании парламента, во время собственного выступления. 40-летний сенатор от партии «зеленых» известна своей активностью в борьбе ...

Аритмия»: нежный фильм о нашей запутанной жизни

От русского кино уже давно не ждешь у ничего хорошего. Про его качество уже и Вася Обломов успел спеть. Нет, оно, конечно есть — хорошее русское кино. Но я не ...

Архимандрит Иоанн Крестьянкин: слово пред Плащаницей в Великий Пяток

От редакции: в самый скорбный из дней церковного календаря предлагаем вашему вниманию проповедь известного старца Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Длящаяся в мире жизнь Христова привела нас сегодня на Голгофу ...

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) — о русских святых

Слово к 1000-летию Крещения Руси Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Величаем Тя, Триипостасный Владыко, верою Православною землю Русскую озарившаго и святых cродников наших сонм велий в ней ...

Архимандрит Савва (Мажуко): «Не стесняйтесь восхищаться друг другом»

Как общаться со стареющими родителями и принять то, что когда-то мы их потеряем? Нужно ли благодарить за страдания и что будет, если, как Иов, вступить в тяжбу с Богом? Зачем ...

Артемизия Джентилески

И снова Пушкинский музей нас балует итальянским искусством. На этот раз три гостя из Неаполитанского музея Каподимонте — своеобразное предисловие для большой выставки, обещанной в 2020 году и посвященной целиком ...

Аргентинское танго как практика близости

Какова ваша первая ассоциация со словом «танго»? Если вы не танцуете, то скорее всего это парный танец под этикеткой «страсть»: мужчина в костюме и шляпе и женщина на высоких каблуках ...

Армен Григорян

Для тех, кто взрослел в конце прошлого века, «Крематорий» — это не просто одна из культовых рок-групп, это музыка детства. «Мусорный ветер» свистел в ушах, нам хотелось познакомиться с «Безобразной ...

Рейтинг@Mail.ru