Главная 16 Женские штучки 16 Валентина Устинова: Для того, чтобы начать разговор, надо научиться слушать

Валентина Устинова: Для того, чтобы начать разговор, надо научиться слушать

Валентина Устинова — основатель и ведущий преподаватель старейшей в Москве школы аргентинского танго Casa Del Tango. Уже 14 лет она знакомит учеников с правилами танцевального этикета, превращает их в тангерос, изящно вышагивающих по паркету.

Мы встретились с ней в кафе после урока, и разговор с нашей героиней тоже был похож на танец: приятный, теплый, вдохновляющий.

— Валентина, как Вы начали танцевать?

— На самом деле, я всегда хотела танцевать, но родители часто переезжали, и не было возможности длительное время заниматься в определенной танцевальной школе. К тому же, у меня не было специальных данных для танца, и в балетную школу меня, скорее всего, не взяли бы.

Танцевать я фактически начала после того, как посмотрела фильм Лихорадка субботнего вечера с молодым Джоном Траволтой. После этой картины со мной что-то произошло, я шла по улицам и танцевала. Этот фильм настолько захватил меня, что я выучила почти все танцы из него, и на первом же школьном вечере мы с подружками показывали номер из этого фильма.

Мы в это время жили в Праге, и я стала искать школы, бальные танцы мне не приглянулись, я почувствовала, что это не мое и пошла в джазовую школу.

Когда мы вернулись в Москву, я начала заниматься в студии пантомимы при МГУ, которую вел Александр Пепеляев. В его театре Бедный Йорик я всерьез начала заниматься танцем.

К нам приходили иностранцы (голландцы, англичане), которым Саша предложил вести у нас уроки. Оказалось, что они танцуют джаз и модерн, и мы очень увлеклись этими направлениями. Когда студия распалась, несколько человек уехали к друзьям в Голландию, в том числе и я.

Валентина Устинова: Для того, чтобы начать разговор, надо научиться слушать

Амстердамский летний университет оплачивал мне жилье, еду, обучение, и параллельно я занималась танцами в нескольких частных школах. Тогда же я в первый раз увидела танго, как его танцуют в парке.

Несколько раз я была на практике в Academia del Tango, где мне повезло танцевать с преподавателем-аргентинцем, который обучил меня основным движениям. Когда я вернулась в Москву, Саша мне передал одну работу в Малом театре, с которой начался мой театральный период жизни, так что о танго на некоторое время мне пришлось забыть. Это было прекрасное время, мы экспериментировали, ставили что-то новое, яркое.

Не всегда спектакли надолго задерживались в репертуаре, но я очень горжусь постановкой Пир победителей, режиссером которого был Борис Морозов, а я ставила хореографию.

— Как же из этой театральной истории получилась школа танго? И не просто школа, а развитие этого танца в Москве?

— Все получилось довольно просто: в театре мало платили. Эта работа отнимала столько эмоций, сил, а в итоге я вынуждена была думать, какие колготки могу себе позволить.

Мы с моей подругой, которая тоже преподавала танец, решили, что хотим зарабатывать тем, что нам очень нравится. Мы дали объявление в газете: Открывается Школа современного танца. Джаз, модерн, контактная импровизация.

На первый урок пришло человек 40, потому что, как оказалось, эта тема в Москве была мало развита.

Валентина Устинова: Для того, чтобы начать разговор, надо научиться слушать

У меня была хорошая музыка танго, но, скорее, для шоу и театра, нежели для милонги. Иногда я ставила ее на занятиях, ребята спрашивали, что это за музыка, и я рассказывала, как в первый раз увидела танго, как немного занималась им в Голландии, как включала его в театральные постановки здесь, в Москве.

Тогда ученики предложили мне организовать группу по танго, и мы с моими ребятами из группы по модерну и с новыми учениками начали заниматься.

В этой первой группе был, в том числе, Саша Вистгоф, у которого сейчас одна из лучших школ танго в Москве. Из этой группы, которая занималась год, вышло много танго- преподавателей, и это естественно, потому что мы начинали почти с нуля все вместе, делая многое по наитию.

После этого года у нас появился первый аргентинский преподаватель, который был дипломатом и приезжал в Москву по делам, и, узнав, что здесь есть курс танго в зачаточном состоянии, он пришел к нам в гости и многому научил.

— Танго – танец парный. Ученики обычно приходят уже вдвоем?

— В Москве вечная проблема с тем, что женщин в принципе больше, чем мужчин. Когда люди собираются прийти на базовый курс обучения, я предупреждаю их, что им лучше найти партнера до начала занятий.

В мире танго это не так сложно, есть форумы и сообщества, в которых люди ищут себе пару для танцев. И поскольку я предупреждаю об этом всех своих новых учеников, то в новых группах почти одинаковое количество мужчин и женщин.

— Я несколько раз слышала от преподавателей танго: Женщина не должна ничего делать в танце. Она должна только следовать. Как Вы относитесь к такой позиции?

Готовы ли вы следовать за мужчиной не только в танце, но и в жизни?

— Что касается танца, то когда ко мне приходят новые ученики, я им говорю то же самое. Например, на первом этапе можно сказать девушке, что она должна только безропотно следовать за движениями партнера, быть его тенью.

Продолжающим ученикам я уже говорю: Будьте ведомы, но танцуйте. На продвинутом уровне девушка и парень делят ответственность 50 на 50: он ведет, но она тоже активно танцует.

Я предупреждаю учеников, что когда они начнут гулять по разным школам и семинарам, они услышат очень много разных мнений по поводу стратегии танца.

Валентина Устинова: Для того, чтобы начать разговор, надо научиться слушать

Я согласна, что для партнерши быть ведомой в танго необходимо, это колоссальное удовольствие. Но танец — это не монолог партнера, который ведет, и девушки, которая молчит. Мы разговариваем, обмениваемся энергией, эмоциями.

Если девушка при этом молчит, то разговор становится странным.

— Мне кажется, здесь можно провести параллель с обычной жизнью.

— Думаю, да. Другое дело, что для того, чтобы начать разговор, нужно уметь слушать. Поскольку мужчина все-таки ведет, нужно дать ему возможность начать общение, задать тему.

Услышав его, я начинаю отвечать, проявляться. При этом я не начинаю вести, я просто следую его настроению, тону разговора.

Если он пришел ко мне с настроением поделиться чем-то, счастливый, взбудораженный, я не буду уныло и односложно отвечать, я подхвачу его настроение, проявлю к нему интерес.

— Видимо, с одним из партнеров по танцу у Вас сложился действительно интересный разговор, который продолжается вот уже несколько лет. Каково это- когда вы вместе и на паркете, и в жизни?

Как вы пришли к такому союзу?

— Конечно, нужно было долго над этим работать. Я проявила колоссальное терпение, подождав, пока он научится танцевать, чтобы стать с ним в пару.

Ему было сложно, но он сумел себя пересилить и добился хороших результатов за довольно короткое время.

Валентина Устинова: Для того, чтобы начать разговор, надо научиться слушать

— У вас не возникают конфликты на почве того, что Вы более опытны в танце, нежели он?

— Конечно, возникают. Мы все это бурно выражаем в претензиях друг к другу. Сейчас уже меньше, но было довольно тяжело это пройти и пережить вместе.

Наши отношения тем и тверды, что мы многое прошли вместе. Не знаю, что нас ждет впереди, но скучно нам никогда не было.

— Вы могли бы выделить кого-то из ваших наставников? Может, танец с кем-то из них научил Вас чему-то важному не только для профессии, но и для жизни?

— Года три назад я бы точно сказала: О, это Гастон Торелли!, но сейчас, на данный момент, я так сказать уже не могу. Тогда это было очень сильное впечатление: я уже довольно хорошо могла танцевать и поехала в Буэнос-Айрес именно к нему на мастер-класс.

И тогда он поставил меня на тот уровень мастерства, когда я действительно могла танцевать с разными людьми, не стесняясь. Просто если бы я начинала заниматься сразу же у него, то на этот уровень меня поставил бы кто-то другой, но так получилось, что это был Гастон.

В танго ведь нет обязательной системы, по которой ты несколько лет занимаешься у одного преподавателя, здесь все очень динамично, и работа с одним из маэстрос занимает от одного до нескольких занятий. Если вы только начинаете, то базовый курс (до года) лучше пройти с одним преподавателем, а потом пробовать другие школы, чтобы почувствовать другие стили танца.

Поскольку я человек очень чувствительный, то я очень лично воспринимала все, чему меня обучили мои первые преподаватели, и каждый из них оказал на меня большое влияние.

— Вы сказали, что три года назад назвали бы Гастона Торелли как самого яркого учителя, а сейчас уже так не скажете. Что изменилось за эти три года?

Ушло острое восприятие танца?

— В какой-то момент это Ах!, конечно, уходит, потому что когда уже можешь хорошо танцевать — ты просто танцуешь или преподаешь. Вначале, когда ты поднимаешься на первые ступеньки, это действует на тебя очень сильно, а сейчас, чтобы узнать что-то новое, мне необходимо перелопатить кучу песка, чтобы найти в нем золотые крупинки.

Еще фактически не зная танго, я начала его преподавать, и это сразу стало моей работой. Ах! сейчас случается, когда тебя на милонге приглашает хороший танцор, и вы красиво танцуете музыку, слышите ее одинаково, ваше настроение совпадает. Когда происходит это сотворчество внутри танца-это просто прекрасно.

Валентина Устинова: Для того, чтобы начать разговор, надо научиться слушать

— Меня несколько удивляет, что вы до сих пор ведете группы новичков. Обычно именитые специалисты стараются дистанцироваться от людей, которые только начали что-либо изучать и общение с Мастером происходит уже после предварительной подготовки.

— Просто мне очень интересен процесс, который происходит с новичками в первые три месяца. Происходит следующее: приходит новая группа, они все очень колючие, друг друга не знают, они пока недоверчиво относятся ко мне как к преподавателю. Некоторые даже не решаются в первый месяц задавать какие-то вопросы.

И мне очень нравится этот первый прорыв, который происходит примерно к четвертому занятию, когда они начинают привыкать друг к другу, общаться. А второй прорыв происходит, когда я начинаю замечать, что вот эта девушка купила новые туфли и сделала прическу, чей-то партнер сегодня в новой рубашке, у них меняется осанка и т.д.

— А как изменилось за это время Ваше ощущение себя?

— Раньше я была профессионалом на короткие дистанции, а сейчас я могу быть им на длинную дистанцию.

— Это как?

— Школа — это самое длительное мое место работы. У меня стало больше терпения к себе, к обстоятельствам жизни.

Я по-другому строю свои отношения с любимым мужчиной, более внимательно и терпеливо. Думаю, что еще до танго ко мне пришло ощущение взрослости и смелости быть самой собой.

— Есть ли слово, которое бы означало для Вас всю суть танго, его сердце?

Валентина Устинова: Для того, чтобы начать разговор, надо научиться слушать

Беседовала Вероника Заец
Фотографии из личного архива Валентины Устиновой

О admin

x

Check Also

Бабуля, испеки мне луну

Она была моим самым дорогим, любимым и близким человеком. Моя дорогая, незабвенная Надежда Артемьевна, моя баба Надя… Небольшого роста, подвижная, худощавая, волосы белые-белые, собранные в пучок и заколотые гребешком. На ...

Баба со скалкой

Вопрос, который, как мне кажется, волнует многих женщин: как найти золотую середину между высказыванием мужчине своих пожеланий (для достижения обоюдной гармонии, то есть и для его тоже пользы) и риском ...

Азиатские мотивы на постном столе

Великий пост длится уже достаточно долго, так что самое время немного разнообразить меню. Многие возразят, что пост — время смирения и ограничений и значит, не следует изобретать изысканных блюд. С ...

Ах, как бы чего не вышло

Лена с детства была умной, задорной, эмоциональной и развитой девочкой. Родители ее любили, хвалили, но не баловали. Наверняка, в чем-то ошибались, но всегда видели (и видят) в дочери больше хорошего ...

Ах, я бедная овечка

Источник фото: avdeeva.livemaster.ru Занимаясь очередным рассаживанием тараканов по местам в своей голове, я нашла там много интересных личностей. В прошлый раз мы познакомились с бегемотиком, а сегодня я вам представлю ...

А я возьму и усложню, или Один раз

По телевизору крутят рекламу с Антонио Бандерасом. Незамысловатый сюжетец: стареющий мачо вступает в некую эмоциональную и физическую связь с едой, они вместе смеются, о чём-то говорят. Но вот обед закончен, ...

Айрис Грейс: девочка с аутизмом, ставшая признанной художницей

Айрис Грейс шесть лет, и у нее аутизм. Когда Айрис поставили диагноз, ее мама твердо решила найти способ достучаться до девочки и сделать все возможное, чтобы Айрис чувствовала себя счастливой. ...

Ах, эта свадьба! Если вы приглашены

Открыт радостный весенний сезон свадеб, и многие из нас начинают получать приглашения от подруг разделить вместе с ними это торжественное событие. К сожалению, в нашей замечательной стране традиция свадебных нарядов ...

Ах, какая мука – воспитывать

«Ах, какая мука – воспитывать», – хочется воскликнуть вслед за Фрекен Бок буквально каждые десять минут. Мозг постоянно сверлит мысль о том, что главное в жизни – это прилично воспитать ...

Айвазовский: 6000 видов моря

Поскольку «Девятый вал» видели все, кажется, что про Айвазовского мы знаем всё. Да и потом, сколько можно смотреть на воду? Но именно её Айвазовский писал всю жизнь. Вообще-то настоящее имя ...

А вы на шкаф залезьте

Есть у меня один знакомый. Назовем его Василий. Василий — верующий, православный. Но мне общаться с ним не очень хочется, потому что все разговоры у него сводятся к одной теме: ...

Ах, целлюлит, целлюлит, целлюлит

Целлюлит — одно из самых таинственных косметологических явлений. Он невероятно портит настроение девушкам и женщинам. Особенно в преддверии сезона отпусков. Атакует, как нам кажется, неожиданно, исподтишка. И совершенно непредсказуемо выбирает ...

Авторитет старших

Мы продолжаем публиковать отрывки из книги «Мама, перестань читать нотации! И ты, папа, тоже!» греческого педагога и организатора «школы родителей» Кики Дзордзакаки-Лимберопулу, перевод которой выполнен монахиней Екатериной специально для портала. ...

А тому ли я должна-то

Хорошо придумали англичане. Сколько же у них глаголов долженствования – для любого нюанса этого состояния… А у нас – как обухом по голове: я должна. Слушаться старших, делать уроки, любить ...

Астрид Линдгрен изменила мою жизнь дважды»

Когда Саре Швардт было 12 лет, она написала письмо Астрид Линдгрен. Вместо открытки со стандартным текстом писательница отправила ответное письмо. Единственная сохранившаяся из него фраза: «То есть хорошие фильмы — ...

А ты роди дитя

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. Пифагор Однажды мне было двадцать лет, я была молодая жена, я жила в собственной квартире с собственным мужем, ...

Рейтинг@Mail.ru