Главная 16 Женские штучки 16 В поисках утраченного смысла

В поисках утраченного смысла

Мысли, которые я попыталась выразить в этой статье, – это не попытка кого-то обличить и не самодовольное брюзжание. Это всего лишь частное мнение, которое может совпадать или не совпадать с такими же частными мнениями.

Одним словом, приглашение к размышлению.

Слова, которые путаются под ногами

Вам никогда не приходило в голову, сколько слов мы употребляем, совершенно не задумываясь об их смысле, или о его отсутствии? Почему, например, девушкам и женщинам на 8 марта или День Рождения часто желают женского счастья, но никому и в голову не придет на 23 февраля осчастливить мужа, друга или брата пожеланием мужского счастья.

Впрочем, это из серии несерьезного. Куда сильнее меня заставляют задумываться, а то и возмущаться, те слова и выражения, которые скопились мертвым грузом в сознании многих верующих (да и не только верующих), и давят на него всем своим окостеневшим весом.

Слова, которые истаскались до бесчувствия и стали картонно безвкусными, как однажды выразился в приватной интернет-беседе кто-то из моих друзей.

Один из главных экспонатов этого словесного паноптикума – расхожая фраза все под Богом ходим. Произнося ее, обычно имеют в виду примерно следующее: в любой момент с тобой может случиться все, что угодно, и от судеб защиты нет.

Первый раз я об этом задумалась много лет назад, когда пребывала в состоянии непреодолимого страха, из которого добрые люди пытались меня вывести этим машинальным заклинанием. Эффект от такого утешения, сами понимаете, был нулевым. А в голове у меня сразу и навсегда поселилась соответствующая картинка: все мы ходим под Богом, как под… аварийным балконом, с которого каждую минуту на твою голову может сорваться кирпич.

Образ вполне конкретный. Да только представление о Боге получается какое-то странное.

Лет эдак сто назад, а то и больше, Причастие обозначали туманным перифразом – долг христианина (или последний долг христианина, я уже точно не помню – видимо, до предпоследнего руки и голова доходили не у всякого). Сейчас это странное словосочетание уже порядком сдало свои позиции, но нет-нет, да и мелькнет в каком-нибудь приходском листке или брошюрке долг исповеди и Святого Причастия…Сразу вспоминается: Евгений, милый мой сын, исполни долг христианина… — ну и далее по знакомому тексту. В общем, читайте классику, господа.

Интересно, у кого-нибудь, кроме меня, ассоциаций с супружеским долгом при этом не возникает? Да и не коробит ли само слово долг – когда одним мановением волшебной лингвистической палочки высокая привилегия превращается в обязанность.

Примерно в такую же обязанность (вернее — картонную декорацию) превратилось и слово прости в Прощеное воскресенье. Странные чувства во мне шевелятся каждый раз, когда я вижу, как люди малознакомые, общающиеся раз в полгода один раз, редко пересекающиеся даже в Интернете, да и просто далекие от церковных традиций, сыплют этими прости направо и налево, хотя прекрасно знают, что ни перед кем ни в чем не виноваты — наверное, потому и произносится всё так легко… Те же, кого задели и ранили по-настоящему, не слышат этого даже в прощеный день. Интересно, хотя бы чьи-нибудь отношения были по-настоящему исправлены, а душевные раны залечены вот этим формальным прости по расписанию?

Поверьте, я не против традиций благочестия и не рвусь их ниспровергать – я за настоящность, и только.

В поисках утраченного смысла

С некоторых пор внутреннее напряжение вызывает у меня и слово…православный – точнее, не само слово, а его не в меру повышенная частотность. То, что оно фигурирует во всех родах и падежах русского языка и в бесконечно разнообразных сочетаниях (типа православная кухня, православный вид и тому подобное). Рассыпается.

Обессмысливается. Обесценивается.

Если кто-то помнит песню Сергея Калугина Москва православная, то вы прекрасно поняли, какой именно нерв тут задет. И что обиднее всего – даже слово христианский уже надо употреблять с опаской, потому что оно все прочнее ассоциируется с мелкими и такими же бесконечно разнообразными ответвлениями протестантизма.

А христианами (с эпитетом евангельские, разумеется) чаще всего себя именуют сектанты – никогда не замечали?

Но, наверное, все эти разговоры о том, как дурно пахнут мертвые слова, так и остались бы очередным филологическим бренчанием ни о чем, если бы за ними не стояло что-то другое. И раз уж речь зашла о разговорах…

Двери, двери…

Эти слова хорошо знает каждый, кто более-менее знаком с ходом православной литургии: своеобразный условный знак перед пением Символа веры. В древности этот сигнал имел совершенно определенный и конкретный смысл и был обращен к церковным привратникам: вход для всех желающих закрывался именно перед провозглашением основ веры, и далее литургия продолжалась уже для тех, кто эти основы полностью воспринял и разделял.

Не сомневаюсь, что многие наши современники, живи они в те времена, расценили бы этот жест как снобизм и элитарность. Но мне почему-то кажется, что древний обычай, о котором напоминает так и не выброшенный из литургического текста возглас, – это отражение какой-то глубинной установки, религиозного инстинкта, если хотите.

Доверять самое святое и драгоценное лишь тем, кто может это понять и оценить. Не бросать его в посторонние руки.

Не передавать святыню тому, для кого она – и не святыня вовсе. А если говорить о ней – то бережно и достойно.

Но – что было в древности, то было в древности. Сейчас от этой внутренней религиозной этики как будто не осталось и следа.

То, что когда-то передавалось в тайне, теперь может громогласно обсуждаться на перекрестках, а из матюгальников в центре города вырывается бодро-оптимистично-примитивная песня – то ли на религиозную тематику, то ли просто начиненная православной лексикой… Лично мне в этом видится гораздо больше пошлости, чем в какой-нибудь попсовой муси-пуси, услаждающей слух пассажиров маршрутки.

Конечно, каждый по-своему огород копает, и я отнюдь не претендую на звание эксперта в копании огородов. Но почему-то меня внутренне задевает, когда молодой человек на весь автобус рассказывает кому-то по телефону о том, что требуется для крещения, а три тёти на проходной полузакрытого учреждения так галдят о подробностях подготовки к Причастию, что я с трудом слышу мамин голос в трубке мобильника.

Возникает ощущение, как будто о тебе что-то рассказывают при посторонних, мимоходом выдавая твои тайны, о которых ты сама говорить не просила. Или просила не говорить.

Такую же странную неловкость я испытываю, когда в ответ на какую-нибудь мелкую услугу неожиданно слышу спаси Господи или во славу Божью. Нет, сами по себе эти ответы прекрасны.

Но то, что естественно звучит в церковных стенах, в маршрутке или в магазине превращается во что-то нелепое… Так и хочется спросить эту даму: неужели вы не боитесь неадекватной реакции со стороны незнакомого человека? У меня ведь на лбу не написано, что я сейчас еду в главный городской храм…

Почему-то я вообще не люблю разговоров на религиозные темы… а тем более на тему веры. Моей веры.

Для меня это предел такого личного, сокровенного, интимного, что любые попытки поднять эти пласты вызывают чувство, будто с меня прилюдно срывают одежду. Человек дышит кислородом, а не разговорами о нем.

Может быть, кто-то из верующих считает своим религиозным долгом поминать Всевышнего при всяком удобном случае (не в качестве междометия, а в самом прямом смысле). Меня же хватает на одни только застенчивые местоимения с заглавной буквы.

Наверное… просто неловко говорить о Присутствующем в третьем лице.

О admin

x

Check Also

Авторитет старших

Мы продолжаем публиковать отрывки из книги «Мама, перестань читать нотации! И ты, папа, тоже!» греческого педагога и организатора «школы родителей» Кики Дзордзакаки-Лимберопулу, перевод которой выполнен монахиней Екатериной специально для портала. ...

А тому ли я должна-то

Хорошо придумали англичане. Сколько же у них глаголов долженствования – для любого нюанса этого состояния… А у нас – как обухом по голове: я должна. Слушаться старших, делать уроки, любить ...

Астрид Линдгрен изменила мою жизнь дважды»

Когда Саре Швардт было 12 лет, она написала письмо Астрид Линдгрен. Вместо открытки со стандартным текстом писательница отправила ответное письмо. Единственная сохранившаяся из него фраза: «То есть хорошие фильмы — ...

А ты роди дитя

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. Пифагор Однажды мне было двадцать лет, я была молодая жена, я жила в собственной квартире с собственным мужем, ...

Авраам родил Исаака…

Помните, у Достоевского в «Записках из мертвого дома» есть довольно ироничная история про иудея, который был буквально бесплатным балаганом для своих сотоварищей, когда вставал на молитву? Все дело было в ...

А у меня морщины, а у меня живот

Поколение моих ровесниц (а нам едва-едва к тридцати) озаботилось признаками старения. «Вот, у меня морщины. А вот, у меня живот». То, что иногда у нас же спрашивают паспорт при попытке ...

Авангард — стиль на грани моды, для самых смелых дам

— Карден! У нас в Союзе 2-3 единицы таких! И то – у жен дипломатов неприсоединившихся стран. (к/ф “Самая обаятельная и привлекательная”) Помните Надю из кинофильма «Самая обаятельная и привлекательная»? ...

Атмосфера хорошей семьи

О самых распространенных трудностях в браке мы побеседовали с Наталией Владимировной Ининой, практикующим психологом, сотрудником факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, преподавателем факультета психологии РПУ св. Иоанна Богослова. Наталия Владимировна, ...

Австралийский сенатор покормила ребенка грудью в парламенте

Австралийский сенатор Ларисса Уотерс впервые в истории покормила своего 3-месячного ребенка грудью прямо на заседании парламента, во время собственного выступления. 40-летний сенатор от партии «зеленых» известна своей активностью в борьбе ...

Аритмия»: нежный фильм о нашей запутанной жизни

От русского кино уже давно не ждешь у ничего хорошего. Про его качество уже и Вася Обломов успел спеть. Нет, оно, конечно есть — хорошее русское кино. Но я не ...

Архимандрит Иоанн Крестьянкин: слово пред Плащаницей в Великий Пяток

От редакции: в самый скорбный из дней церковного календаря предлагаем вашему вниманию проповедь известного старца Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Длящаяся в мире жизнь Христова привела нас сегодня на Голгофу ...

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) — о русских святых

Слово к 1000-летию Крещения Руси Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Величаем Тя, Триипостасный Владыко, верою Православною землю Русскую озарившаго и святых cродников наших сонм велий в ней ...

Архимандрит Савва (Мажуко): «Не стесняйтесь восхищаться друг другом»

Как общаться со стареющими родителями и принять то, что когда-то мы их потеряем? Нужно ли благодарить за страдания и что будет, если, как Иов, вступить в тяжбу с Богом? Зачем ...

Артемизия Джентилески

И снова Пушкинский музей нас балует итальянским искусством. На этот раз три гостя из Неаполитанского музея Каподимонте — своеобразное предисловие для большой выставки, обещанной в 2020 году и посвященной целиком ...

Аргентинское танго как практика близости

Какова ваша первая ассоциация со словом «танго»? Если вы не танцуете, то скорее всего это парный танец под этикеткой «страсть»: мужчина в костюме и шляпе и женщина на высоких каблуках ...

Армен Григорян

Для тех, кто взрослел в конце прошлого века, «Крематорий» — это не просто одна из культовых рок-групп, это музыка детства. «Мусорный ветер» свистел в ушах, нам хотелось познакомиться с «Безобразной ...

Рейтинг@Mail.ru