Главная 16 Женские штучки 16 Танцы как опыт познания себя

Танцы как опыт познания себя

Танцы как опыт познания себя

Продолжаем начатый в прошлых статьях разговор о танцах. Автор Матрон Дарья Менделеева поговорила с кандидатом психологических наук Ольгой Синицыной о том, как социальные танцы (и, в частности, сальса) могут помочь улучшить отношения с собой и окружающими.

МНЕ У ВАС СОВСЕМ НЕ ВЕСЕЛО: КТО ВИНОВАТ?

Посещение психолога постепенно становится у нас популярным и даже модным. Но вот какой перекос я иногда наблюдаю в рассказах подруг и жалобах знакомых психологов. Чистят все — детские травмы, родительские ошибки, собственную мотивацию.

А надо бы заниматься умением общаться с другими людьми.

Желание разобраться, отчего тебе дискомфортно, что тебя не устраивает в насущной ситуации, — совершенно правильно. Но есть детали.

Человек, который видит причины всех бед исключительно в себе, неправ.

Есть такое понятие локус контроля он бывает внешним и внутренним. При внутреннем локусе контроля человек причину всего, что с ним происходит, видит только в себе при внешнем — ровно наоборот.

И это — две принципиально разные позиции, которые делят человечество примерно пополам.

Поскольку я не только психолог, но и танцор, мне важно в этом вот что: танцы – действительно одна из самых лучших терапий, как минимум, взаимодействия с другими людьми, с миром вообще да и с собой тоже. Потому что, в отличие от сложных умственных конструкций и философии, танцы дают человеку опыт непосредственного взаимодействия со своим телом, с партнером, переживание в теле того, что и как ты делаешь.

И еще ценно, что эту историю очень сложно заблокировать лобными долями (смеется).

Если в нашей обычной деятельности что-то идет не так, как хочется, всегда можно придумать этому объяснение или оправдание — какую-то мыслительную конструкцию, которая не противоречит твоей внутренней картине мира. С телесными практиками это сделать сложнее.

Потому что ощущение, что тебе некомфортно в одном и том же месте с разными партнерами, причем у всех получается, а у тебя — нет, откинуть весьма сложно.

Ну, запросто: все вокруг виноваты.

Безусловно, но это срабатывает только до определенного момента. И через некоторое время все-таки приходит понимание, что есть еще причины.

Если у меня ровно в одном месте с разными людьми получается одна и та же ерунда, наверное, все-таки я что-то делаю не так.

И все же это бывает довольно часто: Я уже сделала героическое усилие и пришла на танцы, но со мной не потанцевали, мне невесело, меня не развлекают, и мне неудобно. Как тогда будут развиваться события?

Ну, надо сказать, что человек с запросом мне все обязаны малоуспешен не только в танцах. Во всех остальных жизненных сферах такой запрос тоже вряд ли оправдывается.

В танцах такой запрос выправляется достаточно быстро — либо стоять тебе у стенки по жизни. Либо не выправляется — и тогда человек танцы бросает, но точно так же он бросает и любую другую сферу, где ожидает суеты вокруг себя.

Но бывает и ровно противоположный клинический случай: Я все делаю не так!

Да, это другая градация той же шкалы. И вот тут очень помогает нормально развитый навык рефлексии.

То есть, если я ощущаю себя дискомфортно, и заранее уверен, что все проблемы во мне, к чему это меня приводит? Да, в общем, ни к чему.

При хорошем раскладе дальше начинается оттачивание своего мастерства. Но при позиции я заранее во всем виноват оттачивать мастерство получается не сильно. Потому что требования у мира настолько разные и противоречивые, что нельзя себя перекроить абсолютно под все.

И в какой-то момент приходит понимание: мастерство надо наращивать, но хорошо бы при этом оставаться собой.

Здоровая позиция — в том, чтобы понимать: ты в своей жизни отвечаешь за очень многое. В том числе и за то, чтобы уметь взаимодействовать, быть интересным и приятным партнером, но (существенная поправка!) не для всех вокруг, а для тех, кто тебе интересен и приятен.

За то, чтобы растить свое мастерство. Но при этом понимать, что окружающие могут быть немного неправы — или сильно неправы.

Или требовать того, в чем они сами не сильно понимают.

Это, например, ситуация с начинающими партнерами. Бывает, они сами еще не особо научились взаимодействию, но при этом уже поучают партнерш: У тебя руки не так, плечи не так, и вообще — как ты ходишь? Позиция непродуктивная совершенно, потому что — а ты сам-то умеешь это правильно сделать? И, если умеешь, — можешь ли показать?

В противном случае это позиция: Я весь в белом и сейчас научу вас всех жить, при этом не являясь экспертом.

Проходит это быстро, в начальной группе этика вообще движется семимильными шагами. Но доходит не до всех.

Правда, персонажей, которые совсем не меняются, по счастью, немного танцорская тусовка в этом отношении гораздо более здоровая, чем в среднем по больнице. Возможно, именно потому, что все понимают: мы пришли сюда потанцевать, повзаимодействовать с другими людьми.

Для этого надо интересоваться другими и не перевешивать особо на других людей своих требований, ожиданий и разочарований.

Понятно, что никто не совершенен, все вместе учатся. Если вы учитесь вместе и при этом друг другу приятны — у вас все получится.

Если все сведется к взаимным претензиям — не получится ничего, и при этом никто не научится.

Возможен ли танец как самопроизвольная терапия? Обычно наши граждане сложно воспринимают психологов.

Во-первых, непонятно, кто это такой, во-вторых, до него еще надо дойти, и, в-третьих, в процессе работы он создает довольно большой дискомфорт. А тутты просто танцуешь, а психологическая работа идет…

Танец как самопроизвольная терапия — прекрасная вещь, которая показана всем. Потому что, безусловно, жить станет лучше и веселее. При этом далеко не все задачи решаются танцем.

Есть все-таки часть задач, с которыми надо идти к специализированному терапевту и с ним их решать.

Но, поскольку человек танцующий начинает иначе взаимодействовать с социумом — становится более социально смелым, социально раскованным, более осознающим себя и любопытным к себе, — желание разрешить то, что до сих пор мешало жить, приходит к нему гораздо легче. И все эти трудности с восприятием специалиста значительно смягчаются.

Еще танцы приводят к тому, что человек становится более любознательным, желающим применить себя в тех сферах деятельности, где он до того себя не применял. Начинает хотеться еще много разного.

Потому что один из признаков здорового человека — любознательность. К сожалению, у взрослых людей, она, как правило, сильно редуцирована. То есть, не лезь, сиди тихо, живи смирно — все порывы любопытства пресекаются.

А, когда человек возвращается к своему естественному состоянию, уровень любопытства повышается.

О ЧЕМ НЕ ДОГОВОРИЛИСЬ СУПРУГИ СО СТАЖЕМ?

Танцы как опыт познания себя

А если у нас есть сложившаяся пара, которая уже выяснила, кто не умеет готовить, и где лежит зубная щетка? И вот они приходят в танцы…

Это вопрос договоренностей. Допустим, в жизни, на словах или на деле, они уже договорились, что делать в той или иной ситуации, кто за что отвечает.

По каким-то пунктам, возможно, не договорились, но это им сильно не мешает. И вот с танцами здесь может быть по-разному.

Потому что, помимо того, что танцы — это прекрасный терапевт, они еще и потрясающий диагност.

Когда сложившаяся пара встает в пару в танце, внезапно может выясниться, что остались непроговоренными очень важные вещи. Например, про взаимное доверие, про взаимную ответственность. Про предпочитаемые роли — кто ведет, а кто ведется.

Кто доверяет, кто не доверяет. Кому какая степень контакта нужна – например, одному он нужен плотный, а другому достаточно легкого.

Сложившаяся пара, которая прожила много лет, может не проговорить таких вещей?

Запросто. Они договорились, кто, в основном, зарабатывает деньги, оплачивает счета, занимается хозяйством и детьми. Остальное как-то периодически проскальзывает и проскрипывает, и договориться об этом словами возможно не всегда.

Даже когда они пытаются доходят до терапевта, обсуждение этой темы обычно превращается в выяснение отношений а ты мне однажды сказал.

А в паре, когда ты стоишь на своем балансе, постоянно выстраиваешь контакт, все становится понятно на уровне тела. Насколько ты чувствуешь партнера, готов к контакту, насколько плотный контакт тебе комфортен.

И уже дальше — способен ли ты держаться на своих ногах сам, или партнер постоянно нужен тебе в качестве подпорки.

Эта позиция может отличаться от той, которую пара раньше декларировала на словах?

Конечно! Если бы все люди, во-первых, обладали развитыми навыками рефлексии, а, во-вторых, хорошо и честно (что важно) общались друг с другом, у нас бы не было ни разводов, ни развалов семей с 20-30-летним стажем.

Казалось бы, люди прожили много лет, нарожали детей, а потом семья — рраз! — и разваливается. Почему?

Оказывается, по каким-то базовым вещам они так и не договорились. Пока это затмевалось какими-то срочными делами, это можно было достаточно долго игнорировать. А потом понимаешь: и доверия как-то меньше, чем хотелось бы, и взаимного контроля гораздо меньше…

То есть, пока надо было выплатить кредит за квартиру, воспитать ребенка и досмотреть бабушку, пара как-то держалась? А потом у них появилось свободное время — и выяснилось, что они не договорились по базовым вещам?

Да, и для этого, кстати, совершенно необязательно приходить на танцы. Как известно, у нас распадается каждый второй-третий брак.

Просто вдруг оказывается, что за повседневными хлопотами так и не произошло того доверительного контакта, который необходим, чтобы пара стала парой, а не вместе живущими людьми.

Пара — это все-таки тот уровень контакта и взаимодействия, который надо вместе прожить. Очень многие пары его не проживают.

А что нужно, чтобы его прожить? В Антарктиду в ближайшее время не всем светит, стихийные бедствия тоже накроют не всех.

Танец может стать таким опытом?

Конечно, и именно социальные танцы успешнее всего справляются с этой функцией. В них можно взаимодействовать иначе, чем в повседневной бытовой жизни, и взаимодействовать на другом уровне.

И ты этому учишься проще, чем прочитав громадное количество учебников — просто потому, что телом это ощутить быстрее и легче.

И тут очень помогает хорошо развитый навык рефлексии. Стандартная ситуация: ты встаешь в пару — и тебе некомфортно.

Очень важно уметь не скатываться в самообвинения и не обвинять во всем партнера, а просто понять, что не так. То есть, в том, что некомфортно, нет ничьей вины, эта ситуация не подразумевает заведомых обвинений ни себя, ни другого. Ее нужно просто понять и поправить.

И если человек понимает себя, и у него нет панического страха не соответствовать чрезмерно высоким ожиданиям своим или партнера, он совершенно спокойно скажет: Знаешь, мне вот тут неудобно.

Например, я сейчас вернулась в танго. И там бывают партнеры, которым нужно ощущение совсем невесомое, и такие, которым наоборот, надо дать больше веса.

И у тебя есть несколько минут, чтобы перестроиться, но ты спокойно ориентируешься, что человеку нужно, и можешь добавить или убавить.

КАКИЕ ТАНЦЫ ПОДХОДЯТ ДЛЯ ТЕРАПИИ

Я сейчас подумала: в жизни, даже когда партнер один и пара постоянная, бывают ситуации, когда ну, не в жилу ты сейчас со своими проблемами и со своей точкой зрения. Пригождается ли танцевальный опыт для того, чтобы чувствовать смену обстоятельств и настроений человека?

Конечно. Почему я и говорю, что танцы — штука очень терапевтичная.

Когда ты телом ощущаешь, что люди все разные.

В танце нет правых и неправых, а просто кто-то выше, кто-то ниже, кто-то ведет в одной манере, кто-то — в другой, и это прекрасно. Потом ты понимаешь, что со всеми этими людьми ты взаимодействуешь, и тебе это в удовольствие.

И, конечно, это влияет на то, как ты взаимодействуешь с людьми во всей остальной жизни.

Танцы — это вообще прекрасна метафора самой жизни: чему ты научился в жизни – применяешь в танцах, чему научился в танцах — применяешь в жизни.

Типичная ситуация: супруга привела на танцы дражайшую половину, и тот пришел в зал с лицом: Что воля, что неволя — все равно. А потом они танцуют только друг с другом.

Чем это чревато?

Во-первых, такую пару тренеры пытаются мягко развести, чтобы дать им опыт потанцевать и с другими партнерами. Потому что, танцуя только друг с другом, люди обедняют себя.

Нет ничего сложного в том, чтобы научиться взаимодействовать с одним человеком и дальше предугадывать его движения — в этом нет настоящего контакта. Социальные танцы хороши именно тем, что они импровизационные — тут нельзя заучить готовую связку и потом ее применять. Тебе приходится постоянно чувствовать, понимать, что происходит, реагировать на это и давать обратную связь партнеру.

И это вообще очень полезный навык в жизни.

Если же пара постоянно танцует только друг с другом, они научаются одной-единственной модели взаимодействия, и она — не очень сильно модель. Они двигаются в одной колее, в одном стереотипном движении — танца там особо не будет.

Хорошо, постоянную пару растащили. Супруги начинают смотреть, как их половинки — о, ужас! — танцуют с кем-то еще…

А в чем ужас? В жизни каждый из нас ежедневно общается со множеством людей — на работе, в транспорте, на улице, мужчины, женщины, дети… Испытание ли это?

Возможно потому, что танцы у нас воспринимаются как нечто неординарное и отчасти интимное.

И сильно жаль, что они так воспринимаются. Потому что, будь у нас бóльшая часть народа танцующая, жить было бы как-то радостнее, добрее и веселее.

В какой-то мере танец — это действительно более интимное взаимодействие (если мы сравним его с деловыми переговорами, например). И ощущение интимности возникает именно потому, что это — телесное взаимодействие.

Например, если к твоему телу во время осмотра прикасается врач, это — более интимный контакт, чем разговор с кондуктором в троллейбусе. Поэтому, кстати, и возникает эффект влюбленности во врачей: когда существует определенное представление о допустимых контактах, а потом к тебе кто-то прикасается, сразу возникает интерес к этому человеку.

То есть, прикосновение — это переход на новый уровень интимности.

Но у 96% нашего населения представления о танце исчерпываются фразой Бернарда Шоу про вертикальное выражение горизонтальных желаний…Почему так?

В этом есть, безусловно, есть рациональное зерно, поскольку танец — это такой легитимный способ быть ближе к человеку, чем в обычном формальном общении. Кроме того, если чуть-чуть отойти в сторону, в течение многих веков танец был значительной частью культуры ухаживания.

Вплоть до того, что в некоторые эпохи это был единственный способ до свадьбы потрогать избранницу хоть за локоток.

И именно тем, что он дает опыт такого взаимодействия, танец прекрасен. Потому что до того как выбрать себе постоянного партнера (или даже после того), у тебя есть возможность чему-то еще поучиться во взаимодействии и в контакте.

Если мы говорим исключительно о танце и знакомстве со своим телом и посмотрим на среднестатистическую дискотеку, мы там мало чего интересного и увидим. Это будут простые и однотипные движения, как правило, в одиночку. Либо медляк, который тоже не предполагает особого контакта, кроме возможности постоять в объятиях.

Это очень мало что дает с точки зрения возможности узнать другого. Это ничему не учит и не помогает.

Потому что там нет контакта.

То есть, контакт возникает там, где есть ведение. И вместе с ним возникают проблемы баланса, умения стоять на своих ногах, доверия…

И просто танцевального мастерства, ощущения и понимания своего тела, вообще умения двигаться. Которое, что характерно, присуще вообще всем детям, но с возрастом по мере накопления проблем и зажимов, к сожалению, пропадает.

То есть, танцы — это еще и способ вернуться к естественному телу, которое по умолчанию есть у детей, — когда еще нет телесных страхов, нет зажимов, нет завышенных ожиданий и требований.

Дети вообще гораздо лучше взрослых учатся кататься на горных лыжах, самокатах и велосипедах… Они просто берут и учатся. У взрослых этот процесс идет медленнее и иногда драматичнее — тому есть несколько причин.

У них есть опыт подростковой дисморфофобии — когда тело бесконтрольно растет вверх и вширь, и подросток не знает, что с этим делать. Если человек выходит из этого состояния с некоторыми травмами, то они потом сохраняются.

Бывает опыт неудачного взаимодействия с родителями, когда они прививают ребенку всякие свои ограничения: Ты длинный, или: Тебе надо похудеть…. Это может быть отсутствие спортивного опыта вообще и разные проблемы подросткового и детского возраста, которые отражаются в теле мышечными панцирями…

Танцы помогают это снять, хотя эффекта и не гарантируют. Потому что, если мы посмотрим на разные группы танцоров – начинающие, продолжающие, — то ситуация тоже может быть разная. Кто-то успешно сохраняет свои зажимы, просто научается двигаться не тремя способами, а десятью.

Кто-то приходит без особых зажимов и успешно продвигается в обучении. У всех по-разному.

Все сильно зависит от умения человека слушать себя и готовности двигаться по этому пути, на котором, в том числе, может быть очень некомфортно. У человека может треснуть и надломиться представление о себе, а может не совпасть с действительностью.

Например, ты-то себя всю жизнь считал рубахой-парнем, и вдруг — о, ужас! — тебя не воспринимают партнерши!

То есть, это опыт другого себя?

Другого себя. Опыт восстановления и развития в себе того, что было утрачено или просто никогда не реализовывалось.

Восполнения себя до своего ресурсного состояния.

У нас внутри может лежать много всего фантастического, многие люди этого в себе просто не знают. Это может раскрыться в самых разнообразных ситуациях, в танцах особенно.

Потому что танцы — это опыт взаимодействия, которое не обманешь.

О admin

x

Check Also

Авторитет старших

Мы продолжаем публиковать отрывки из книги «Мама, перестань читать нотации! И ты, папа, тоже!» греческого педагога и организатора «школы родителей» Кики Дзордзакаки-Лимберопулу, перевод которой выполнен монахиней Екатериной специально для портала. ...

А тому ли я должна-то

Хорошо придумали англичане. Сколько же у них глаголов долженствования – для любого нюанса этого состояния… А у нас – как обухом по голове: я должна. Слушаться старших, делать уроки, любить ...

Астрид Линдгрен изменила мою жизнь дважды»

Когда Саре Швардт было 12 лет, она написала письмо Астрид Линдгрен. Вместо открытки со стандартным текстом писательница отправила ответное письмо. Единственная сохранившаяся из него фраза: «То есть хорошие фильмы — ...

А ты роди дитя

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. Пифагор Однажды мне было двадцать лет, я была молодая жена, я жила в собственной квартире с собственным мужем, ...

Авраам родил Исаака…

Помните, у Достоевского в «Записках из мертвого дома» есть довольно ироничная история про иудея, который был буквально бесплатным балаганом для своих сотоварищей, когда вставал на молитву? Все дело было в ...

А у меня морщины, а у меня живот

Поколение моих ровесниц (а нам едва-едва к тридцати) озаботилось признаками старения. «Вот, у меня морщины. А вот, у меня живот». То, что иногда у нас же спрашивают паспорт при попытке ...

Авангард — стиль на грани моды, для самых смелых дам

— Карден! У нас в Союзе 2-3 единицы таких! И то – у жен дипломатов неприсоединившихся стран. (к/ф “Самая обаятельная и привлекательная”) Помните Надю из кинофильма «Самая обаятельная и привлекательная»? ...

Атмосфера хорошей семьи

О самых распространенных трудностях в браке мы побеседовали с Наталией Владимировной Ининой, практикующим психологом, сотрудником факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, преподавателем факультета психологии РПУ св. Иоанна Богослова. Наталия Владимировна, ...

Австралийский сенатор покормила ребенка грудью в парламенте

Австралийский сенатор Ларисса Уотерс впервые в истории покормила своего 3-месячного ребенка грудью прямо на заседании парламента, во время собственного выступления. 40-летний сенатор от партии «зеленых» известна своей активностью в борьбе ...

Аритмия»: нежный фильм о нашей запутанной жизни

От русского кино уже давно не ждешь у ничего хорошего. Про его качество уже и Вася Обломов успел спеть. Нет, оно, конечно есть — хорошее русское кино. Но я не ...

Архимандрит Иоанн Крестьянкин: слово пред Плащаницей в Великий Пяток

От редакции: в самый скорбный из дней церковного календаря предлагаем вашему вниманию проповедь известного старца Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Длящаяся в мире жизнь Христова привела нас сегодня на Голгофу ...

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) — о русских святых

Слово к 1000-летию Крещения Руси Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Величаем Тя, Триипостасный Владыко, верою Православною землю Русскую озарившаго и святых cродников наших сонм велий в ней ...

Архимандрит Савва (Мажуко): «Не стесняйтесь восхищаться друг другом»

Как общаться со стареющими родителями и принять то, что когда-то мы их потеряем? Нужно ли благодарить за страдания и что будет, если, как Иов, вступить в тяжбу с Богом? Зачем ...

Артемизия Джентилески

И снова Пушкинский музей нас балует итальянским искусством. На этот раз три гостя из Неаполитанского музея Каподимонте — своеобразное предисловие для большой выставки, обещанной в 2020 году и посвященной целиком ...

Аргентинское танго как практика близости

Какова ваша первая ассоциация со словом «танго»? Если вы не танцуете, то скорее всего это парный танец под этикеткой «страсть»: мужчина в костюме и шляпе и женщина на высоких каблуках ...

Армен Григорян

Для тех, кто взрослел в конце прошлого века, «Крематорий» — это не просто одна из культовых рок-групп, это музыка детства. «Мусорный ветер» свистел в ушах, нам хотелось познакомиться с «Безобразной ...

Рейтинг@Mail.ru