Главная 16 Женские штучки 16 Стоит ли отдавать ребенка в детский сад

Стоит ли отдавать ребенка в детский сад

Стоит ли отдавать ребенка в детский сад

Будете в садик отдавать?. Утвердительный ответ на этот вопрос сегодня вызывает у многих мам чувство вины.

И хотя в России 70% малышей от 1 до 6 лет регулярно посещают ДОУ, отношение к детским садам более, чем у четверти родителей детсадовских детей, негативное. Причины, которые озвучиваются чаще всего: сомнение в психологическом комфорте ребенка вне дома и отсутствие индивидуального подхода.

Подтверждаются ли на практике эти страхи, и в чем преимущества детских садов перед сугубо домашним воспитанием, Матронам помогли разобраться детский психотерапевт и невролог.

Тема психологической травмы, которая наносится ребенку, впервые попавшему в детский сад, активно начала обсуждаться после широкого распространения теории привязанности. Противники дошкольных учреждений, считают, что, оказываясь в незнакомом окружении без значимого взрослого, ребенок испытывает тотальное чувство беспомощности и отвержение.

Позже это может стать причиной системных проблем в отношениях с партнерами и детьми.

Однако, как писал сам автор теории Дж. Боулби, надежная привязанность в диаде главный взрослый-ребенок формируется до 3 лет.

После у ребенка и родителя начинают выстраиваться качественно иные отношения. Именно в этот период важно, чтобы малыш начал осознавать свою отдельность. Если привязанность надежная, от посещения сада она не разрушится. Вот если она так называемая небезопасная, то есть ребенок симбиотически привязан к маме, могут возникнуть проблемы — он будет с трудом расставаться с ней по утрам.

Потом обычно все налаживается, и ребенок, увлекшись чем-то, быстро забывает, что только что страдал из-за маминого ухода, — отмечает кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ, детский психиатр, психотерапевт Анна Дробинская.

Когда же ребенок постоянно находится с мамой, процесс сепарации буксует.

Возможности мамы не отделяются малышом от своих. Благодаря персональному взрослому он всемогущ.

Поэтому отделить себя от взрослых ребенку трудно — никто не отменял всепрощающую маму или балующую бабушку, отзывающихся на каждое хочу!. Детский сад нужен ребенку для формирования отдельного Я в коллективе себе подобных. Точка отсчета в осознании своего Я — автономное функционирование. Только в саду ребенок начинает чувствовать свои возможности и ограничения, когда сам обеспечивает свои нужды — ходит на горшок, ест, одевается.

В саду малыш впервые сам находит себе место среди таких же как он, — подчеркивает детский невролог Елизавета Меланченко.

Вместе с сепарацией, ребенок выстраивает свои границы. Современное семейное воспитание отличается детоцентризмом, когда родители не выстраивают системы требований к ребенку. Ребенок — царь горы, центр Вселенной, взрослые члены семьи вращаются вокруг него, как планеты вокруг Солнца.

А в детском саду развивается то, что невозможно развить вне детской группы: способность ощущать себя не центром Вселенной, а ее частью, — отмечает Анна Дробинская. В практическом выражении ребенок овладевает способностью иметь в фокусе внимания требования и инструкции, обращенные к группе в целом, а не к нему лично (дети, садитесь за столики, дети, посмотрите сюда…), подчиняться общим правилам. Кроме того, когда ребенок подрастает, он учится воспринимать свои достижения в соотнесенности с другими — хорошее лекарство от мании величия, альтернатива восхищению семейного окружения по поводу и без повода.

Эгоцентрическая требовательность тоже часто в саду спонтанно увядает, не получая поддержки.

В саду малыш сталкивается с равновеликими хочу! и начинает понимать, где его территория, на которой он единовластный правитель, где общая территория переговоров и компромиссов, а когда начинается и чужая.

Для ребенка это болезненное открытие, которое, тем не менее, дает первое понимание своих и чужих границ. А вместе с выполнением своих первых обязанностей и появления ответственности за свои поступки, ребенок узнает о существовании и социальных рамок. Впервые ребенок сталкивается с правилами, универсальными для всех, и в том числе для него, — продолжает Анна Дробинская. — В детском саду жизнь детей выстроена более разумно: есть обязанности, занятия, требующие прикладывания усилия.

Вот это самое усилие в домашних условиях часто не формируется почти никак, в саду для этого создано больше условий.

Стоит ли отдавать ребенка в детский сад

Вне дома дети быстро осваивают не только регламентированные формы поведения —самообслуживание, соблюдение правил, но и развивают спонтанную коммуникацию и навыки общения, с чем у домашних деток часто (не всегда!) возникают проблемы.

Анна Дробинская отмечает, что в детском саду у детей формируются навыки общения с себе подобными и с субординированными взрослыми, которыми невозможно так легко управлять, как домашними. Если не бояться высокого штиля — и дружба, и взаимопомощь, и влюбленности, и этические конфликты в саду тоже случаются. В общении формируется игра — ведущая деятельность дошкольного возраста, которая ложится в фундамент развития произвольности — умения управлять своими непосредственными импульсами, подчиняя их цели и плану.

Без этого потом в школе никак.

Многие думают, что необязательно отдавать ребенка в сад, если дома есть еще дети. Но, по словам Елизаветы Меланченко, некоторые этапы развития осмысленной речи должны проходить только среди ровесников. Например, коллективный монолог — самая социальная из эгоцентрических разновидностей языка ребенка, которая формирует навыки диалога, возможна только в группе детей-ровесников.

Поэтому даже если в семье 10 детей, какие-то аспекты все равно могут остаться непроработанными.

Совмещение домашнего и качественного внедомашнего воспитания позволяет ребенку лучше развивать свои когнитивные возможности. Например, в одном из исследований было обнаружено, что дети, которые с 2-3 лет посещали качественные ДОУ, оказались более социально компетентными в начальной школе и более уверенными в себе и своих знаниях, чем дети, начавшие посещать детский сад в более позднем возрасте или не посещавшие сад вовсе.

При этом интеллектуальное перенапряжение, что нередко случается в специализированных кружках и секциях, в саду практически исключено. Программы ДОУ сбалансированы как по режиму, так и по категориям. Количество интеллектуальной деятельности строго ограничено.

При этом много места уделяется игровым формам научения, что для детей от 3 до 6 более понятно и органично, — говорит Елизавета Меланченко.

А проведенное крупномасштабное исследование в США с участием более 1000 детей, посещающих десять разных детских садов, показало, что в детских садах малыши достигли больших успехов в овладении речью и развитии мыслительных способностей, чем дети из аналогичной среды, не получающие внедомашнего воспитания.

По наблюдениям Анны Дробинской, конструирование, лепка, рисование, аппликация — так называемая продуктивная деятельность, которая развивает творчество, воображение, моторику, саморегуляцию, интеллект, — входит в ежедневную структуру жизни в саду. Дома до этого у родителей обычно не доходят руки, там часто лучший друг ребенка — телевизор + какой-нибудь гаджет. И в этом еще один бесспорный плюс сада: там дети не погружаются в гаджеты, а взаимодействуют с реальным миром и друг с другом.

Кому сад во благо:

единственные дети в семье, окруженные большим количеством взрослых

дети очень занятых родителей (они часто имеют мало внимания и много гаджетов)

дети из дисфункциональных семей (сознание ребенка в садике загружается более адекватным для возраста содержанием, чем внутрисемейные конфликты)

дети из неблагополучных семей (сад возмещает дефицит ухода, воспитания и развивающего воздействия)

близнецы (хорошо бы еще им посещать разные группы).

О admin

x

Check Also

Жизнь, жительствующая в медвежьем углу

В Греции я люблю останавливаться в маленьких семейных гостиницах. Таких, где горничной не принято оставлять чаевые, потому что она — внучка хозяйки и носит то же имя. В полдень хозяйка ...

Журналисту-сотруднику Правмира требуется помощь, сгорел единственный дом

Журналисту, сотрудничающему с порталом Православие и мир, Ирине Ахундовой требуется помощь. 28 января у Ирины сгорело единственное жилье — деревянный дом в г. Дедовске Истринского района Московской области. Справка о ...

Жизнь, похожая на пьесу

Литературоведы, пишущие о творчестве Льва Николаевича Толстого, в частности, о его знаменитой драме Живой труп, идущей на сценах всего мира, обязательно упоминают людей, ставших прототипами героев пьесы, — Николая Гимера, ...

Жизнь с женщиной похожа на шопинг

Почти каждые выходные мы с супругой ходим по магазинам — закупиться продуктами на неделю, приобрести какую-нибудь сковородку, тапки, корзину для мусора. Обычно походу предшествует мучительная процедура — составление списка, который ...

Жизнь во сне

А ещё мне снится, что мы с ним разговариваем. Сон такой яркий, объёмный, когда слышишь каждый оттенок звука! И запахи… Все запахи во сне настоящие. Я прижимаюсь носом к его ...

Жизнь в большом городе: женские неврозы

Неврозы – бич нашего времени. Успешных, молодых, красивых и образованных жительниц мегаполисов как на маятнике качает от одного невротического полюса к другому — от полюса дефицита любви, тепла, близости до ...

Жизнь на приходе

Многие православные люди, придя к вере, начинают искать духовника, подчас считая таковым любого священника, которому время от времени исповедуются. Может быть, оно так и есть, не знаю. Однако я не ...

Жизнь по маминому рецепту

— Света с вами едет на бардовский фестиваль? – это меня спрашивает мама об институтской приятельнице с факультета иностранных языков перед поездкой на тот самый фестиваль, с ночевкой в палатках, ...

Жизнь останется: размышления о трансплантологии

В детстве я хотела быть врачом. Желательно на скорой помощи (как мама) или в реанимации (как папа), чтобы спасать людей. С моей точки зрения, именно эти врачи спасают людей по-настоящему ...

Жизнь на потом

Ноябрь, пожалуй, самый тяжелый месяц в году. Утром темно, вечер наступает рано, сумрак, тоска и морось. Хочется только пить чай и лежать, завернувшись в одеяла. В общем, просто какой-то месяц ...

Жизнь после мужа: инструкция по выживанию

Про то, как обходиться с собственной злостью, психологи пишут много. Чаще всего предлагается серьёзно и начистоту поговорить с тем человеком, который вольно или невольно послужил источником возникновения этого далеко не ...

Жизнь в ритме танца

Ну вот, опять начинается. Работа расположилась на столе слоями: срочное, совсем срочное, то, что надо было сделать вчера. Поверх книг, ежедневников, листочков и тетрадей аккуратным слоем лежит пыль. Где-то в ...

Жизнь как бизнес-проект: чем опасны книги по саморазвитию

Относиться проще к провалам и разводам, воспитывать в себе невозмутимость, как рекомендуют бизнес-тренеры: всегда ли хорошо переносить жесткие бизнес-технологии на свою жизнь? Рассматривать семью как предприятие, а горе как полезный ...

Жизненные метаморфозы, или как преодолеть последствия развода

Дорогие мои матроны! Почти два года назад я написала статью Женщина с ребёнком – отрезанный ломоть? и получила от вас много тёплых слов поддержки. Хотелось бы рассказать о преодолении той ...

Живая Геология: новое в музее

Серый дождливый сентябрьский день подействовал на меня необычно: я стала искать способ, как разнообразить досуг для всей семьи. В голове крутилось несколько идей: зоопарк, зоомузей, Третьяковка…но куда-то выбираться, когда за ...

Жизнь напоказ: как родители калечат психику своих детей

Каждый раз, когда в моей ленте Инстаграма появляется очередной детский блог, будь то блог ребенка-инвалида, многодетного папы или даже девочки-фотомодели, он проживает у меня в ленте максимум недели две. Потом ...

Рейтинг@Mail.ru