Главная 16 Женские штучки 16 Шедевры живописи эпохи Эдо: новая выставка в Пушкинском музее

Шедевры живописи эпохи Эдо: новая выставка в Пушкинском музее

Шедевры живописи эпохи Эдо: новая выставка в Пушкинском музее

Сегодня в Пушкинском музее открылась выставка живописи и гравюры эпохи Эдо, крупнейшая за несколько последних десятилетий. Редкость подобных музейных праздников вполне понятна: хрупкость произведений, исполненных на шелке и бумаге, и строгость правил их экспонирования делают подобные показы весьма нечастыми и потому уникальными.

По этой же причине московская выставка будет разделена на два этапа: часть артефактов увидит свет с 4 до 30 сентября, а с 3 по 28 октября им на смену придут другие, не менее значимые шедевры.

Эпохой Эдо (1603–1868) традиционно называют период правления военного сословия самураев, длительный этап мирного существования страны, развития искусств и ремесел. Фактическим центром стал город Эдо, куда военный правитель Токугава Иэясу перенес свою столицу, превратив небольшую рыбацкую деревушку в развитой город с полумиллионным населением.

В это время в Японии сосуществует множество художественных школ, распространяется книгопечатание и производство гравюр на дереве, а произведения искусства становятся доступными не только для аристократов, но и для купцов и богатых горожан. Высочайший уровень художественного мастерства, достигнутый в этот период, прославляет японских мастеров далеко за пределами страны.

Два произведения, включенные в экспозицию, имеют самый высокий в Японии статус национального сокровища. Одно из них — интереснейший портрет главы клана Кога, приверженца европейских наук Таками Сэнсэки кисти Ватанабэ Кадзана.

Шедевры живописи эпохи Эдо: новая выставка в Пушкинском музее

Ватанабэ Кадзан (1793–1841). Портрет Таками Сэнсэки.

1837. Вертикальный свиток. Шелк, краски.

Токийский национальный музей.

Тончайшая светотеневая моделировка лица персонажа, выполненная под явным европейским влиянием, составляет любопытный контраст с плоскостной, орнаментальной проработкой складок его одежды. Известно, что во время исполнения этого портрета Таками Сэнсэки было 53 года, однако он изображен молодым человеком, то есть его образ приукрашен и несколько идеализирован, но при этом сохранены характерные портретные черты, а оттенки душевного строя и настроения переданы проницательно и умело.

Шедевры живописи эпохи Эдо: новая выставка в Пушкинском музее

Кусуми Морикагэ (около 1620–1690(?)). В часы прохлады. Двустворчатая ширма.

Бумага, краски, тушь. Токийский национальный музей.

Второе произведение, имеющее статус национального сокровища, — ширма Кусуми Морикагэ с изображением семьи, отдыхающей под навесом, заплетенным тыквами-горлянками. Изысканная композиция построена на излюбленном японском принципе асимметрии и ярко демонстрирует характерное умение мастеров использовать пустое пространство фона как активную композиционную деталь, насыщенный эмоциональностью прием.

Быстрые умелые мазки в фигуре мужчины приобретают весомость, энергию, в изображении женщины — легкость, изящество и нежность.

Считается, что прообразом для этого изображения стало стихотворение, приписываемое поэту Киносита Тёсёси (1569–1649):

Увитой цветами вечернего лика,

Мужчина в простой рубахе

И женщина в юбке на бедрах.

Шедевры живописи эпохи Эдо: новая выставка в Пушкинском музее

Ито Дзякутю (1716–1800). Прекрасные цветы возле хижины отшельника (Гэмпоёка). 1768.

Бумага, тушь, оттиск с деревянной доски (инталио). Токийский национальный музей.

Особенной популярностью в наше время стал пользоваться прославленный художник эпохи Эдо Ито Дзякутю. Его гравюра исполнена в особой технике такуханга, обеспечивающей яркий контраст глубокого черного и светлого тонов.

Свободное, естественное расположение изящных силуэтных листьев и цветов на бархатистом темном фоне предвосхищают эстетику кадра, минимализм черно-белой фотографии.

Шедевры живописи эпохи Эдо: новая выставка в Пушкинском музее

Ито Дзякутю. Карп.

Вертикальный свиток. Бумага, тушь.

Частная коллекция, Япония.

Написанное тушью изображение карпа в волнах демонстрирует другую грань таланта этого незаурядного мастера. Кажущаяся простота быстрых мазков таит в себе виртуозное владение кистью, ведь ни одно касание не может быть впоследствии исправлено.

Характерная черта японской эстетики — контраст и равновесие жестких геометричных границ изображения, очерченных прямоугольниками свитка или ширмы, и подвижной, асимметричной композиции, полной эмоциональной динамики, внутри этих границ. Подобный контрапункт украшает и единственную на выставке работу женщины-художницы, крайне редкого персонажа в японской культуре.

Шедевры живописи эпохи Эдо: новая выставка в Пушкинском музее

Ода Сицусицу (1779–1832). Сакура у храма Хорайдзи в Эдо. Вертикальный свиток.

Шелк, краски. Художественный музей Итабаси, Токио.

Ода Сицусицу специализировалась на изображении цветущей сакуры, одного из центральных символов и элементов японской эстетики. Ее изящно изогнутая ветка, усыпанная нежными эфемерными цветами, полна грации, тонких переливов цвета и трепетного, вибрирующего движения.

Техника гравюры, пришедшая в Японию из Китая в VIII столетии, достигла в эпоху Эдо настоящего расцвета, прославив таких великих художников как Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай, Утагава Хиросигэ.

Шедевры живописи эпохи Эдо: новая выставка в Пушкинском музее

Кацусика Хокусай (1760–1849). Большая волна в Канагава.

1831–1833. Лист из серии 36 видов Фудзи. Бумага, цветная ксилография.

Формат обан. Музей изобразительных искусств города Тиба.

Бесспорно, одно из самых известных и широко цитируемых произведений мирового искусства — знаменитая Волна Хокусая. В Пушкинский музей привезли великолепный прижизненный образец этой гравюры прекрасной сохранности.

Мощная красота стихии, почти одушевленной и наделенной эмоциональной силой, передана с удивительным композиционным совершенством и колористической виртуозностью. Прихотливые линии динамичны и изысканны, контраст белого, голубого и темно-синего цветов выразительно и лаконично подчеркивает захватывающе прекрасный силуэт взмывшей вверх волны.

Рядом с ее могучей и сокрушительной красотой теряются не только утлые лодки, но и сама величественная гора Фудзи кажется небольшой и второстепенной деталью.

Шедевры живописи эпохи Эдо: новая выставка в Пушкинском музее

Китагава Утамаро (1753(?)–1806). О-Кита из чайного домика Нанивая. Двусторонняя гравюра.

Бумага, цветная ксилография. Формат хособан.

Токийский национальный музей.

Двусторонняя гравюра, так называемая рёмэндзури, особенно сложно выполнимый вид печатной графики, ведь оба изображения, лицевое и оборотное, должны идеально совпадать по контуру. С этой задачей виртуозно справился прославленный Утамаро: красавица из чайного домика Нанивая запечатлена им на двух сторонах листа с двух противоположных ракурсов.

Ее грациозная фигура передана тончайшими изысканными линиями, их прихотливый ритм мелодичен и прекрасен.

Шедевры живописи эпохи Эдо: новая выставка в Пушкинском музее

Китагава Сосэцу (работал в середине XVII века). Цветы.

Одна из пары шестистворчатых ширм. Бумага, краски.

Токийский национальный музей.

Среди излюбленных сюжетов японских художников и ценителей искусства хочется особенно выделить жанр цветы и птицы, ориентированный на созерцательное любование природой. Причем интересно, что часто художников увлекает какой-то камерный, частный, скромный сюжет: цветущая ветка, тонкие травы, пересекающие свои изящные силуэты в изысканном неспешном ритме, увядающие хризантемы или наполненные жизненными соками бутоны.

Возвышенная эстетизация незамысловатых эпизодов, красота в ее повседневных проявлениях — полноценная и весомая тема для произведения искусства. Здесь проявляется то утонченное внимательное любование жизнью и ее простыми и в то же время роскошными дарами, такими как смена времен года, чайная церемония, быстротечное цветение сакуры, которое так поражает и обезоруживает при знакомстве с японским мировосприятием.

Великолепная ширма Китагава Сосэцу с цветами и травами на золотом фоне — пример такого эстетического пиршества.

Притягательная сила, заключенная в искусстве эпохи Эдо, расцветшем на основе культурных традиций прошлого, сначала пленила европейских коллекционеров, а позже получило признание и на родине. Собиранием японских гравюр занимались Клод Моне, Эдуард Мане и другие художники, высоко ценившие уникальные художественные свойства этого искусства, а также многообразные и богатые возможности, заключенные в его утонченных и эстетизированных образах.

Теперь и мы имеем уникальную возможность испытать притяжение этой особенной культуры.

Выставка Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо в Пушкинском музее продлится до 28 октября.

О admin

x

Check Also

Будут ли вам помогать взрослые дети

Недавно в сети прочитала длинное обсуждение о том, что как ни воспитывай детей, вырастают они неблагодарными. И помощи от них не дождешься. И на просьбы они реагируют неохотно. И вообще, ...

Бусинки из личных воспоминаний на день Петра и Павла

Праздники… С детства помню и люблю Новый год, 8 марта, День Победы.. Потом к ним прибавились Рождество и Пасха. Такой вот очень банальный на самом деле набор любимых праздников. Самые ...

Будущие родители занимаются совсем не тем»

Женщины, ожидающие рождения ребенка, зачастую понимают подготовку к его рождению в основном как закупку пеленок-распашонок-подгузников, выбора самой удобной коляски, самой красивой кроватки… А когда ребенок рождается, оказывается, что наличие красивой ...

Булочка в постель

Леди Джоан […] засмеялась. — О, Хэмп, будем ли мы счастливы снова? — Мне кажется, — сказал он, глядя на море, — что это зависит от Провидения. — Скажите еще ...

Будни счастья: 12 детей и 28 внуков Ильяшенко

Больше половины браков по статистике заканчиваются разводами, в большинстве семей сотни нерешаемых, казалось бы проблем, нередко даже в тех семьях, где супруги сохраняют брак, атмосфера в доме далека от атмосферы ...

Бунтую — значит, существую? Молодежные субкультуры

Есть субкультуры, уводящие человека в виртуальность, есть субкультуры, разрушающие лишь их адептов (готы, эмо чрезвычайно склонны к самоубийствам), и субкультуры, нацеленные на разрушение мира или общества. Об их разновидностях рассуждает ...

Будущего нет

Когда знакомые девушки жалуются мне на опостылевшее одиночество или хронически неустроенную личную жизнь, я всегда спрашиваю их от том, что они хотели бы получить в будущем вместо того настоящего, которое ...

Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс…

Конец V века. Галлия, раздираемая противоречиями и жадными варварскими народами: бургундцами (бургундами), визиготами, франками и аламанами (алеманами). То, что часть из них была христианами (пусть даже еретиками-арианцами), ничуть не мешала ...

Быть Астрид Линдгрен»: почему этот фильм нельзя пропустить

Бывают фильмы долгожданные, а бывают — нежданные-негаданные. Именно таким стал для меня фильм о юности Астрид Линдгрен. Я не знала, что он снимается, пропустила бы его выход в прокат и, ...

Британские ученые доказали

Пока сотни фирм разрываются на тысячи заказов, а иные актёры, не моргнув глазом, отменяют приглашения в Голливуд («У меня ёлки!»), некоторые здравомыслящие родители предлагают детям «не врать» и «несуществующих волшебников ...

Будем экономить? Хитрости маленького бюджета

Хочешь не хочешь, а приходится признать, что нынче наступают нелегкие времена. С финансовой точки зрения. Цены растут, дорожают в первую очередь продукты и предметы первой необходимости. Мы привыкли уже к ...

Брэд Питт, Анджелина Джоли и российские приёмные родители Почему мы берём детей в семью

Анджелина Джоли и Брэд Питт приняли в свою, и без того немаленькую, семью ещё одного малыша. Двухлетний мальчик по имени Мусса стал седьмым по счёту ребенком у звездной четы. По ...

Браток, ты с какого прихода? Или как мы отрицаем телесное

Обязательно предупреждать перед началом Святой Четыредесятницы широкие круги общественности о том, что пост — это не диета и не фитнес и еда в нём не главное, стало модной тенденцией последних ...

Братья Карамазовы»: почему двери ада заперты изнутри

В 1878-1880 годах Ф.М. Достоевский, больной смертельной болезнью и прекрасно понимающий, что времени у него совсем не осталось, пишет роман «Братья Карамазовы», в котором собирается «наконец высказаться весь». Что составляло ...

Будни одной обычной королевы

…Все люди как люди, а я королева! — думала я, в очередной раз подбирая свалившуюся было корону. А кем еще может быть мама маленькой принцессы? Не иначе как королевой. Корону ...

Брейнбилдинг — зарядка для мозга

Времена энциклопедистов, к сожалению или к счастью, прошли безвозвратно. Научно-технический прогресс не стоит на месте, так что первооткрывателей сегодня встретишь едва ли. К тому же, за один только день на ...

Рейтинг@Mail.ru