Главная 16 Женские штучки 16 Рождение иконы: мир переосмысленных символов

Рождение иконы: мир переосмысленных символов

Сегодня думаю, будет уместно поговорить о возникновении и первых веках бытования христианской иконы. И будет много картинок – потому что такой красотой просто невозможно не поделиться.

Дабы избежать вероятных недоразумений, следует сразу сделать одну оговорку. Рассуждая о ранней иконописи, мы будем рассматривать римские катакомбы, а также мозаики Рима и Равенны.

Думаю, кого-то это может навести на мысль, что всё описанное ниже – это истоки католической, но не православной иконописи, однако это не так. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную произошло, как известно, в самом конце IV века н.э., хотя и позже две части бывшей единой страны общались между собой.

Далее, в середине века VI император Юстиниан осаждает Равенну, и до самой середины VIII столетия она будет столицей особого государственного образования – Равеннского экзархата, — своеобразным островком Византии на Западе. Таким образом, наши последующие наблюдения, несмотря на географическое расположение храмов, в которых находятся приведённые в примерах мозаики, можно отнести именно к византийской главе развития христианского искусства.

В самой же Византии примеров такого масштаба, красоты и древности не сохранилось из-за бушевавшей там позже иконоборческой ереси. Итак, в путь.

В истории ранней иконописи и формировании храмовых интерьеров можно выделить несколько этапов. Самый древний из них относится к первым десятилетиям и векам существования новой религии.

До тех пор, пока христианские общины оставались тайными обществами, украдкой от властей собиравшимися в катакомбах, оформление храмовых помещений было очень скромным.

Изображения в римских подземельях лаконичны, среди них преобладают символические образы, использовавшиеся христианами, в том числе, и как опознавательные знаки: символ креста – якорь рыба, — так как греческое слово Ίχθύς представляло собой монограмму слов Иисус Христос Сын Божий Спаситель дельфин – как символ Христа, переносящего верующих через жизненные невзгоды монограмма Христа – лабарум.

Рождение иконы: мир переосмысленных символов

Слева. Надгробная плита христианского погребения.

Рыбы. Начало II века.

Справа. Якорь, дерево, голубь.

Катакомбы Прискиллы.

Также для изображения Христа использовались евангельская аллегория Пастырь добрый, и образ Орфея из греческой мифологии. Последний, очевидно, был выбран по нескольким причинам.

Во-первых, значительную часть римских христиан составляли бывшие язычники, для которых миф о спуске Орфея в Аид мог быть своеобразным мостиком к пониманию Сошествия во ад. К тому же изображение языческого божества без понимания его тайного аллегорического смысла могло довольно нейтрально восприниматься властями.

Немаловажную роль играло и то, что образ этот был достаточно проработан и привычен художникам, потому что заказы на саркофаги для христианских и языческих погребений поначалу выполняли одни и те же мастера. Все названные обстоятельства вместе привели к тому, что образ Христа-Орфея был чрезвычайно популярен в христианской скульптуре I-II веков.

Рождение иконы: мир переосмысленных символов

Слева. Изображение Христа в виде Орфея.

I век. Справа.

Лабарум. Катакомбы Прискиллы.

Коренной перелом наступает тогда, когда христианство получает в Римской империи официальный статус. Отныне христианским художникам приходится решать вопрос не просто оформления больших пространств базилик, но работать в храмах, строительству которых покровительствовали иные императоры. Так, выйдя из катакомб, христианская иконопись почти в одночасье становится официальной и парадной.

При этом вопрос о поиске новых сюжетов нередко решался опять же за счёт заимствований из…языческой античности.

Здесь нужна ещё одна оговорка, которую, честно говоря, хотелось бы сделать центральной идеей настоящих записок. Дело в том, что мы все живём в мире переосмысленных символов. Верования в то, что какое-то изображение или текст могут иметь чудодейственную силу сами по себе, хоть и продолжают бытовать в сознании людей много веков, тем не менее, являются проявлением первобытного магизма.

Все позднейшие религии главное внимание обращают на смысл, вкладываемый верующими в определённую форму.

И вот тут происходит интересное – форма, на выработку которой были затрачены порою не просто годы – века, — образ, сюжет, способ обработки материала – могла остаться прежней, но её смысловое наполнение при этом кардинально менялось. Именно поэтому в христианские мозаики Равенны, например, наряду с раннехристианскими символами, органично вошли и некоторые языческие элементы.

Впрочем, примеры подобных проникновений мы могли видеть и раньше. Так, например, адоранты – античные и более древние фигурки с воздетыми к небу руками, в древности символизировавшие молящиеся души, в погребениях христианских катакомб превратились в оранты – первоначально воспринимавшиеся как символические изображения душ умерших.

И лишь потом – из наложения характерной молитвенной позы и изображения Богородицы – возник один из основных христианских богородичных канонов. Позже христианское искусство продемонстрирует ещё целый ряд любопытных заимствований.

Рождение иконы: мир переосмысленных символов

Справа. Адорант. Вавилон.

III тыс. до н.э. В середине.

Оранта с христианского надгробия. Катакомбы.Справа.

Богоматерь Оранта. Катакомба Прискиллы.

II век.

Римские мозаики IV-V вв. зафиксировали для нас очень интересный этап развития иконописи. Восточнохристианские художники последующего времени начнут всякими способами подчёркивать символичность и условность изображений горнего мира, – размывая фон, разрушая пространственную перспективу, нарушая пропорции фигур, они будут всячески подчёркивать, что то, что мы видим на изображении – лишь знак Иного, которое в полной мере нельзя изобразить в принципе.

Однако пока картинки, которые смотрят на нас с мозаик, устроены по-другому. Они реалистичны и настолько красочны, что призваны стать как бы реальнее реальности.

Порою кажется, что на мозаиках, не потускневших за пятнадцать-шестнадцать веков, прошедших со времени их создания, изображена какая-то волшебная страна так, как будто их создатели заранее предугадали появление льюисовской Нарнии. И вот именно в этой сверхреальной реальности нам вдруг начинают попадаться детали, тщательно проработанные языческим искусством предшествующего времени.

Так, например, Христос-Вседержитель из римской базилики Санта-Пуденциана оказывается даже портретно похож на фидиевского Зевса-Пантократора. Любопытно, что сидит Спаситель здесь не на фоне какого-то условного пространства – за его спиной мы видим вполне конкретный городской пейзаж.

Рождение иконы: мир переосмысленных символов

Слева. Фидий. Зевс Олимпийский.

432 г. до н.э. Мраморная римская копия.

Справа. Христос Вседержитель. Санта-Пуденциана.

IV век.

Внешний вид ангелов, которые в равеннских и римских мозаиках обретают наконец-то привычное для нас обличие – в белых одеждах, с крыльями и тороками в волосах, — многократно отработан в античных Никах.

Рождение иконы: мир переосмысленных символов

Слева. Ника Самофракийская.

II в. до н.э. Справа Богоматерь с ангелами.

Базилика Сан-Апполинаре Нуово в Риме. Начало VI века.

Ещё интересно, что в мозаиках параллельно с привычной для нас иконографией Христа нашёл отражение также обычай изображать Его в виде отрока или безбородого юноши. Возможно, что истоки этого явления следует искать именно в образе Христа-Орфея, о котором мы говорили выше.

Рождение иконы: мир переосмысленных символов

Слева. Изображение Христа в виде Орфея.

I век. В центре. Христос и апостолы, ловящие рыбу.

Сан-Апполинаре Нуово. VI век. Справа.

Христос в виде юноши на сфере с ангелами. Базилика Сан-Витале VI век.

Таков был этот необычный период в развитии христианской иконы, когда, выйдя из подземелий катакомб, она вдруг засверкала необычайными красками, не боясь при этом вобрать в себя переосмысленные символы из предшествующих эпох. Мне кажется, что основное настроение мозаик этого времени можно определить как радость.

И, честное слово, что-то весьма поучительное для нас в этом есть. Радуйтесь.

Рождение иконы: мир переосмысленных символов

Слева Пастырь добрый. Первая половина V в. Мавзолей Галлы Плацидии.

Равенна. Италия. Мозаика.

Справа. Христос в виде агнца и ангелы. Базилика Сан-Витале.

VI век.

[1] Более того, ряд исследователей полагает, что причинами того, что единообразный облик ангелов во фресках христианских катакомб так и не сложился, было именно существование этих устойчивых античных аллюзий, когда художники просто не хотели делать посланников христианского Бога похожими на языческих божеств.

О admin

x

Check Also

Айрис Грейс: девочка с аутизмом, ставшая признанной художницей

Айрис Грейс шесть лет, и у нее аутизм. Когда Айрис поставили диагноз, ее мама твердо решила найти способ достучаться до девочки и сделать все возможное, чтобы Айрис чувствовала себя счастливой. ...

Ах, эта свадьба! Если вы приглашены

Открыт радостный весенний сезон свадеб, и многие из нас начинают получать приглашения от подруг разделить вместе с ними это торжественное событие. К сожалению, в нашей замечательной стране традиция свадебных нарядов ...

Ах, какая мука – воспитывать

«Ах, какая мука – воспитывать», – хочется воскликнуть вслед за Фрекен Бок буквально каждые десять минут. Мозг постоянно сверлит мысль о том, что главное в жизни – это прилично воспитать ...

Айвазовский: 6000 видов моря

Поскольку «Девятый вал» видели все, кажется, что про Айвазовского мы знаем всё. Да и потом, сколько можно смотреть на воду? Но именно её Айвазовский писал всю жизнь. Вообще-то настоящее имя ...

А вы на шкаф залезьте

Есть у меня один знакомый. Назовем его Василий. Василий — верующий, православный. Но мне общаться с ним не очень хочется, потому что все разговоры у него сводятся к одной теме: ...

Ах, целлюлит, целлюлит, целлюлит

Целлюлит — одно из самых таинственных косметологических явлений. Он невероятно портит настроение девушкам и женщинам. Особенно в преддверии сезона отпусков. Атакует, как нам кажется, неожиданно, исподтишка. И совершенно непредсказуемо выбирает ...

Авторитет старших

Мы продолжаем публиковать отрывки из книги «Мама, перестань читать нотации! И ты, папа, тоже!» греческого педагога и организатора «школы родителей» Кики Дзордзакаки-Лимберопулу, перевод которой выполнен монахиней Екатериной специально для портала. ...

А тому ли я должна-то

Хорошо придумали англичане. Сколько же у них глаголов долженствования – для любого нюанса этого состояния… А у нас – как обухом по голове: я должна. Слушаться старших, делать уроки, любить ...

Астрид Линдгрен изменила мою жизнь дважды»

Когда Саре Швардт было 12 лет, она написала письмо Астрид Линдгрен. Вместо открытки со стандартным текстом писательница отправила ответное письмо. Единственная сохранившаяся из него фраза: «То есть хорошие фильмы — ...

А ты роди дитя

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. Пифагор Однажды мне было двадцать лет, я была молодая жена, я жила в собственной квартире с собственным мужем, ...

Авраам родил Исаака…

Помните, у Достоевского в «Записках из мертвого дома» есть довольно ироничная история про иудея, который был буквально бесплатным балаганом для своих сотоварищей, когда вставал на молитву? Все дело было в ...

А у меня морщины, а у меня живот

Поколение моих ровесниц (а нам едва-едва к тридцати) озаботилось признаками старения. «Вот, у меня морщины. А вот, у меня живот». То, что иногда у нас же спрашивают паспорт при попытке ...

Авангард — стиль на грани моды, для самых смелых дам

— Карден! У нас в Союзе 2-3 единицы таких! И то – у жен дипломатов неприсоединившихся стран. (к/ф “Самая обаятельная и привлекательная”) Помните Надю из кинофильма «Самая обаятельная и привлекательная»? ...

Атмосфера хорошей семьи

О самых распространенных трудностях в браке мы побеседовали с Наталией Владимировной Ининой, практикующим психологом, сотрудником факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, преподавателем факультета психологии РПУ св. Иоанна Богослова. Наталия Владимировна, ...

Австралийский сенатор покормила ребенка грудью в парламенте

Австралийский сенатор Ларисса Уотерс впервые в истории покормила своего 3-месячного ребенка грудью прямо на заседании парламента, во время собственного выступления. 40-летний сенатор от партии «зеленых» известна своей активностью в борьбе ...

Аритмия»: нежный фильм о нашей запутанной жизни

От русского кино уже давно не ждешь у ничего хорошего. Про его качество уже и Вася Обломов успел спеть. Нет, оно, конечно есть — хорошее русское кино. Но я не ...

Рейтинг@Mail.ru