Главная 16 Женские штучки 16 Рисуем вершки и корешки, или Энергия эмоций

Рисуем вершки и корешки, или Энергия эмоций

Рисуем вершки и корешки, или Энергия эмоций

Если ввести в любую поисковую систему запрос как научить ребёнка…, можно получить много полезной информации. Как приучить младенца к горшку и как в домашних условиях поставить звук р, какие карточки сделать, чтобы в самом нежном возрасте привить любовь к чтению, и как сделать так, чтобы ребёнок средней группы детского сада считал в пределах сотни.

Спорить не будем, всё это чрезвычайно необходимые знания для родителей.

Подготавливая детей к взрослой жизни, мы верим в то, что благодаря нашим усилиям дети могут стать лучше нас. Кроме того, мы понимаем, что ни одна сторона их развития не должна быть обделена вниманием.

Родители загибают пальцы, подсчитывая свои задачи: память — развивать, объёмный багаж знаний — накапливать, физическое развитие — поддерживать, социализация — тоже наш ресурс.

Педагогическая наука выводит окончательную цель — всесторонне развитая личность (раньше говорили — гармонично развитая), подготовленная к сохранению, воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества. Информационно насыщенная среда подсказывает: ещё научите его самостоятельно учиться. А родители присоединяют свою просьбу: и обходиться без нашей помощи.

Но где здесь забота о самой личности? О чём мы забыли, лукаво прикрываясь расплывчатой формулировкой конечной цели?

Мы не упомянули о важнейшем мотивирующем и регулирующем поведение человека факторе — об эмоциях. Мы редко задумываемся о том, что эмоции тоже могут стать ресурсом и помощником.

Эмоциональные процессы от нас, конечно, не зависят и в сферу влияния воли не входят, но их силу можно использовать. Например, активные эмоции помогут для повышения эффективности любой энергичной деятельности, а пассивные годятся для усиления процессов торможения при выполнении нудной работы.

Если же мы не учим ребёнка распознавать и использовать свои эмоции и при этом усиленно наполняем его всевозможными знаниями, будто составляем энциклопедию, то к среднему звену общеобразовательной школы мы имеем такого себе на уме сформированного человека. Он в меру своего чувства долга и ответственности делает то, что от него просят, но уже не понимает, что он, собственно, любит делать.

Всё это напоминает недолго длящееся сотрудничество мужика и медведя, описанное в сказке Вершки и корешки. Там рассказано, как с помощью простых манипуляций мужик дважды получает от медведя желаемое содействие.

Медведь наполнен приятным ожиданием урожая и вспахивает поле лучше всякой лошади. Но от корнеплода он получает горькую ботву, а от злака — солому и корень.

Иногда мы подобным образом поступаем с детьми. Например, обещаем ребёнку, что учёба в школе ему очень понравится. И он открывает свои первые красочно оформленные книги и тетради с радостью, как символ новой взрослой жизни.

Ребёнок с энтузиазмом наполняет пенал ручками, линейками и цветными карандашами и учится его застёгивать. Но потом, когда ученик сталкивается с трудностями, мы оставляем его один на один с горечью.

Сам виноват, ошибся! Поленился! (Вот тебе твои вершки!) Зато когда созревают его первые достижения, мы присваиваем их себе, с гордостью указывая на них всем окружающим.

Если же радости сравнивать с золотыми пшеничными колосьями, с вершками, то получится, что в самых радостных, отрадных эмоциях ребёнок обычно принят и обласкан, а низменные, чёрные чувства он должен забрать себе безраздельно и безвозвратно.

Но сделаем передышку в нелёгких размышлениях и предложим юному художнику нарисовать корнеплоды. Что же иногда скрывается в земле под буйно зеленеющей порослью?

Ярко-рыжая морковь, лиловая свёкла, нежно-жёлтая репа и скромный картофель — вот герои нашей новой работы.

Рисуем вершки и корешки, или Энергия эмоций

Разделим лист линией горизонта на две неравные части и изобразим, как в грядках спрятались овощи. Напомним ребёнку, что каждое растение отличается от других не только особенностями плода, но и формой листьев.

Землю не стоит делать совсем чёрной. Если мы были наблюдательны в тёплое время года, то должны были заметить, что почва бывает совершенно разных оттенков — от светло-коричневого до густо-фиолетового.

Это знание поможет нам сделать рисунок живописным, потому что теплые оттенки корнеплодов можно выгодно выделить холодными оттенками земли.

Итак, получается, что отрицательные переживания вовсе необязательно задвигать глубоко внутрь себя, а положительные далеко не всегда полезно подстёгивать. Дети, конечно, легко учатся прятать свою грусть, подавлять гнев и скрывать обиду.

Они даже могут работать с лицом, глядя в камеру на праздниках, но когда они вырастают, то либо забывают, что такое семейные торжества, либо теряют себя. Ни один из этих вариантов нас, конечно, не устраивает.

Поэтому малышу, который только учится говорить, знать о названиях и свойствах его эмоций так же нужно, как и об именах окружающих его вещей. Ты разозлился, тебе жаль, ты улыбаешься — эти фразы не только научат ребёнка лучше понимать себя, но и подготовят почву для развития у него способности сочувствовать. Мне не нравится, я волнуюсь, меня раздражает — подобные сообщения не роняют корону с головы матери или отца, а помогают снять проблему конфликта между поколениями.

Вследствие чего правильно выстроенные отношения в родном доме становятся для детей первой ступенькой на пути к собственному счастью.

А ведь только счастливая личность способна к ощущению гармонии, к целенаправленному труду, к хранению, развитию и передаче культурных и материальных ценностей.

Вот мы и завершили формулировку основной цели педагогического процесса

О admin

x

Check Also

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) — о русских святых

Слово к 1000-летию Крещения Руси Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Величаем Тя, Триипостасный Владыко, верою Православною землю Русскую озарившаго и святых cродников наших сонм велий в ней ...

Архимандрит Савва (Мажуко): «Не стесняйтесь восхищаться друг другом»

Как общаться со стареющими родителями и принять то, что когда-то мы их потеряем? Нужно ли благодарить за страдания и что будет, если, как Иов, вступить в тяжбу с Богом? Зачем ...

Артемизия Джентилески

И снова Пушкинский музей нас балует итальянским искусством. На этот раз три гостя из Неаполитанского музея Каподимонте — своеобразное предисловие для большой выставки, обещанной в 2020 году и посвященной целиком ...

Аргентинское танго как практика близости

Какова ваша первая ассоциация со словом «танго»? Если вы не танцуете, то скорее всего это парный танец под этикеткой «страсть»: мужчина в костюме и шляпе и женщина на высоких каблуках ...

Армен Григорян

Для тех, кто взрослел в конце прошлого века, «Крематорий» — это не просто одна из культовых рок-групп, это музыка детства. «Мусорный ветер» свистел в ушах, нам хотелось познакомиться с «Безобразной ...

Армия заботы

В Италии внуками занимается настоящее высоквалифицированное войско численностью 3,2 миллиона. Они работают по 24 часа в сутки — и причем совершенно бесплатно. Имя этому войску — бабушки и дедушки, nonni ...

А с кем вообще легко

У каждой из нас найдется пара-тройка подруг, которые не ищут легких путей — в первую очередь, в личной жизни. Пытаются растопить сердце очередного мужчины своей мечты, который к ним абсолютно ...

Аскетом можешь ты не быть, но человеком быть обязан

— Ма-ам, а что сегодня на ужин? — Ой, не знаю, сами что-нибудь придумайте, я побежала на всенощную… — Сынок, приходи сегодня пораньше, пожалуйста, совсем же тебя не вижу. Приехала ...

Аптечка в дорогу

Время отпусков в самом разгаре. Собираясь в поездку — в другой город, другую страну, в поход или просто на дачу, стоит проверить, не забыли ли мы документы — паспорта, свидетельства ...

Апология товарища Дынина

С детства я неравнодушна к военным. И не только из-за того, что они красивые-здоровенные и в форме. Подтянутость, а, главное, дисциплина – вот что меня пленяло более всего. Теперь я ...

Апология купального платья

На недавнюю публикацию «Купила мама Зине отличное бикини» пришло много комментариев, однако много ли положительных? Я сразу говорю, что на комментарии к этой статье я отвечать не буду, потому что ...

Апельсиновые святые: лекарство от грусти

Так бывает: ты прочитала десять книг на тему «какой должна быть православная женщина», двадцать статей на тему «воспитание детей в христианской семье» и еще тридцать о том, какой должна быть ...

Античная скульптура: на пути к душе

Сегодня мне хотелось бы поднять тему, которая, по опыту, вызывает иногда непростую и далеко неоднозначную реакцию – поговорить об античной скульптуре, а конкретнее – об изображении в ней человеческого тела. ...

Аня Бочарова: «Я хочу увидеть мгновенье»

Сегодня в рубрике «Говорят дети» — Аня Бочарова. С Аней мы познакомились случайно-предопределенно – когда ее родные искали репетитора. Аня училась в седьмом классе и радужно рассказывала, что мечтает стать ...

Антидепрессант для родителей, или Помощники в родительском квесте

Мама и папа должны уметь: воспитать, приласкать, похвалить, научить, наставить, внушить, объяснить, предостеречь, уберечь. Все глаголы несут в себе оттенок единоличности, будто родитель плывет по морю без берегов в одиночку. ...

А нужно ли «мыло душистое»

Написание этой статьи оправдывает единственная и очень простая мысль. Ребенка можно купать в простой воде! Без пенок, шампуней и РН-нейтральных «мыл». Но кое-чем пользоваться при купании и после него все-таки ...

Рейтинг@Mail.ru