Главная 16 Женские штучки 16 Радость обручения

Радость обручения

Радость обручения

Каждый год в октябре, когда осень окончательно вступает в свои права, и в старом парке, среди бронзовых дубов и золотых трепещущих берез, стаи скворцов и диких уток готовятся лететь на юг – для нас с мужем наступает особый день. Сидя вдвоем за столом, мы пьем сладкое вино из муската, схожее по цвету с осенними листьями, любуемся светлой осенью за окном и, взявшись за руки, возносим от сердца благодарственную молитву Господу. Нам вспоминается другая, далекая теперь осень – осень нашего обручения…

…Помню, как папа и жених везли меня на машине в храм по осенней Москве, залитой солнцем и как будто в честь нас сиявшей всеми красками: золотой, оранжевой, алой на фоне радостно-голубого неба. Я не могла оторвать от нее восхищенного взгляда: это была моя первая осень в России после многих-многих лет, и мне все еще было в новинку.

Потом был торжественно-полутемный храм, мерцание двух золотых колец – большого и маленького – в теплом свете горящих свечей, молитвы о нашей любви и нашем счастье – и первый поцелуй (Вадим, целуйся крепче, не позорь меня! – это о. Аркадий, конечно!)[1] Ощущение того, что выбор сделан окончательно и бесповоротно – и слава Богу!

Вместе с нашими отцами, родственниками и друзьями мы пили в тот день кипрскую кумандарию – сладкое вино из муската, некогда подаренное нам старым греческим монахом, которому мы во многом обязаны нашим супружеским счастьем – почему, отдельный разговор.

Вино он подарил нам на будущую свадьбу – но обручение, по церковным и народным обычаям, и есть первая свадьба, начиная с которой жених и невеста становятся мужем и женой уже почти во всем. Расстаться после церковного обручения – означает развестись, и сделать это можно лишь по тем же самым серьезным причинам, по каким расторгается и венчанный брак[2], с соответствующими последствиями. Невозможны пока лишь телесные отношения[3] – но поцелуй обрученных дает понять, что вскоре и эта брачная радость будет доступна им.

Брак пока не совершен во всей своей полноте – но рано или поздно это обязательно произойдет.

Церковный обычай обручения имеет давние корни – пожалуй, немногим менее давние, чем собственно церковное благословение брака. Христиане, в отличие от язычников и даже древних иудеев, всегда относились к браку не просто как к социальному контракту двух сторон или чисто плотскому союзу ради продолжения рода, но как к Таинству, подобному союзу Христа и Церкви[4], как к непостижимому плотским умом и вечному соединению двух любящих друг друга и Господа человек в единое существо[5].

Поэтому уже у первых христиан брак не просто заключался перед магистратами (должностными лицами Римской империи), не просто скреплялся брачным пиром в соответствии с народными обычаями – хотя, разумеется, и это все имело место, чтобы брак обрел также государственное и общественное признание – но, прежде всего, благословлялся Церковью: епископ или священник вместе со всей общиной и самими супругами испрашивали Божьего благословения на таинственное единение двух любящих душ. Впрочем, единение это, не будучи только плотским, начинается даже раньше, чем молодые становятся одной плотью – а потому Церковь издревле благословляла не только собственно брак во всей его полноте[6], но и окончательное решение, взаимное обещание будущих супругов принадлежать друг другу.

Этим обещанием и этим благословением было и есть обручение.

Насколько серьезно относились древние христиане к благословленному Церковью обручению, можно видеть не только на примере церковных канонов, но и на примере жизни некоторых святых – например, преподобной Макрины, сестры святителя Василия Великого. В юности Макрина была обручена с юношей-христианином, но вступить с ним в брак не успела: еще до свадьбы ее обручник заболел и скоропостижно скончался.

Родные и друзья уговаривали девушку найти себе другого жениха – но Макрина отказалась, говоря, что умерший был обручен ей и, значит, был не просто женихом, но уже супругом. Второй брак стал бы изменой ему.

Девушка решила хранить верность своему обручнику, с которым надеялась встретиться в Царствии Небесном – и вместо второго брака приняла монашество[7].

Объединять обручение и венчание в единый чин начали в поздней Византии, где те из православных христиан, кто по каким-либо причинам не хотели или не могли совершить два чина в разное время, просто соединяли их. Впрочем, немало людей и во времена Византии, и в эпоху османского ига продолжали совершать оба чина отдельно.

На Руси обручение гораздо дольше оставалось полностью отдельным от венчания чином. Объединили эти два чина лишь в 1775 году указом Святейшего Синода Русской Церкви.

Причины такого указа лежали не в чисто канонической, а скорее в нравственной сфере. Дело в том, к сожалению, к концу XVIII века в России, особенно в верхах общества, уже господствовало формальное отношение к христианской вере и церковным Таинствам.

А поскольку обручение налагало на супругов лишь церковно-канонические, но не государственные правовые обязательства (их налагало только венчание), то нередко обрученные, ничтоже сумняшеся, расторгали обручение по собственной воле без каких-либо канонических причин и вступали затем в брак с другими лицами – то есть, согласно церковным канонам, совершали грех прелюбодеяния. Поскольку предотвратить подобное беззаконие Русская Церковь в то время уже практически не могла, Святейший Синод и был вынужден объединить обручение с венчанием, чтобы хотя бы таким путем избежать юридических и канонических коллизий.

Однако сомнительность обоснованности возведения такого рода решения в обязательное для соблюдение правило сознавалась в России и до, и после 1917 года.

Между тем и в XIX – XX веках у многих православных народов Балканского полуострова, Малой Азии и Кавказа по-прежнему сохранялось традиционное разделение обручения и венчания. Сохранился этот прекрасный обычай и у моего народа – понтийских греков (греков Южного Причерноморья и Кавказа).

Обручение играло весьма важную роль в деле подготовки к браку. В некоторых случаях оно совершалось не в храме, а на дому (когда строгие родители не хотели лишний раз выводить еще незамужнюю, но уже просватанную дочь на люди), но в любом случае это должен был быть именно церковный чин, а не обычный сговор родителей и молодых. Без священника обручения не бывает – говорилось в народе.

Кроме того, считалось, что именно тот священник, который обручал молодых, должен впоследствии их и венчать. По сути, он становился духовным отцом новой семьи.

С обручением у понтийцев было связано немало народных обычаев. Так, например, на первом брачном пиру, который устраивался сразу после обручения, на столе возле обручников должно было находиться красное наливное яблоко – символ целомудрия, красоты и молодости невесты. Молодые обменивались подарками: обручник дарил своей избраннице большой платок – лечéк, который она вскоре должна будет надеть, как замужняя женщина, поверх девичьей шапочки-тáплы, а взамен получал от нее пару шерстяных чулок – символ того, что вскоре ему, как главе семьи, нужно будет немало трудиться вне дома, чтобы кормить и защищать жену и детей.

Родители жениха приносили с собой заранее испеченный каравай – хлеб обручения и делили его с родителями и другими родственниками невесты в знак того, что теперь у обеих семей один хлеб, то есть они теперь родные друг другу.

Обручение называли в народе половиной брака или половиной венчания, и отношение к нему было весьма серьезным: в некоторых областях обручникам даже разрешалось жить вместе – ведь они считались мужем и женой. Конечно, такая совместная жизнь могла бы таить в себе множество искушений: ведь телесные отношения еще под запретом.

Но понтийцы обычно жили большими семьями, и молодые обручники до самой свадьбы никогда не оставались полностью наедине.

Мои соплеменники-понтийцы считают – и я согласна с ними – что обручение помогает молодым супругам лучше узнать друг друга перед свадьбой, более серьезно и ответственно подготовиться к венчанию. Мне, конечно, могут возразить: зачем подобные ухищрения в наше время, когда молодые уже не зависят в своем выборе от родителей и могут свободно общаться и узнавать друг друга – конечно, не в блудном смысле – даже не будучи обрученными?

И здесь, пожалуй, будет уместным сослаться на собственный опыт.

За четыре месяца между обручением и венчанием мы с мужем узнали друг друга лучше, сблизились душой и сердцем больше, чем за целый год, прошедший между знакомством и обручением. Почему так произошло? Несомненно, испрошенное нами Божье благословение дало свои плоды, уже начав соединять нас на каком-то непостижимом уму, таинственном уровне.

В обручении мы претворяли возможность искать и выбирать в свободу быть вместе всегда и во всем, несмотря ни на какие трудности, испытания, соображения целесообразности, чье-то недовольство… Ведь как бы твердо и окончательно ни было решение двух человек пожениться – пока они обещали это лишь друг другу, в глубине сознания каждого все еще сидит мысль о том, что в случае чего, все еще можно отменить, и это накладывает на отношения определенный отпечаток. По обручении подобные мысли уже неуместны – и отношения переходят на качественно иной уровень.

После обручения мы продолжили изучать, узнавать друг друга – как делали это с момента знакомства и, надеюсь, будем продолжать делать всю жизнь: ведь каждый человек неисчерпаем, а что в человеческом общении может быть интереснее познания души, сердца, личности того, кого любишь? Но взаимное изучение это теперь стало совсем иным.

Изучение потеряло всякую эгоистичную направленность на себя, всякую оценочность – нравится ли это мне, подходит ли, смогу ли я…, полностью переключившись на личность самого изучаемого – и взаимное познание стало куда более глубоким и серьезным. Нет, я вовсе не хочу сказать, что мы достигли святости, и эгоизм окончательно покинул нашу жизнь – случались у нас и недопонимания, и даже размолвки.

Немало было и других трудностей – от материальных до отношений с родственниками. Но ко всем этим трудностям мы теперь относились как люди, которые соединяются бесповоротно и навек.

И потому трудности вызывали не мысли а нужно ли мне все это или достоин ли я (последним вопросом часто мучаются ответственные мужчины), а лишь обоюдное желание поскорее решить проблему самым лучшим для нас обоих и угодным Богу способом.

По сути, благодаря обручению, притирка характеров частично прошла у нас еще до свадьбы. Мы успели решить многие проблемы, найти ответ на многие вопросы, а потому и начало настоящей брачной жизни прошло у нас гораздо более спокойно, чем, судя по рассказам, это обычно бывает.

Можно было наслаждаться радостью полноты брачного общения, не отвлекаясь на решение множества проблем, возникающих почти у всех при переходе серьезных отношений в брачные.

Немаловажно и то, что мы начали узнавать друг друга именно как муж и жена еще до начала телесных отношений. Соединение в плоть едину – прекрасная и важная часть брака, но именно в силу этого первый телесный опыт так ярок, что может на долгое время заслонить собой остальные грани отношений. Он уже сам по себе создает ощущение единства, и нередко бывает, что первые несколько месяцев или даже лет брака молодые супруги, поглощенные этим телесным единством, не уделяют должного внимания единству духовному, упускают важное и плодотворное время, а это создает впоследствии немалые трудности.

У нас же, благодаря обручению, духовное брачное единство начало строиться раньше телесного, и телесное общение после свадьбы стало не чем-то отдельным от духовного, но, напротив, его естественным продолжением.

Поэтому, исходя из опыта Церкви, опыта моего народа и собственного опыта, я убеждена: совершение обручения – очень важный и нужный этап на пути к полноте христианского брака. А его отделение от венчания, на мой взгляд, помогает молодым супругам впоследствии глубже прочувствовать, осознать совершившееся над ними венчание, войти в семейную жизнь, в Таинство Брака более подготовленными.

Конечно, обстоятельства бывают разные, и вряд ли можно говорить о разделении обручения и венчания в любом случае, без учета этих обстоятельств. Но если возможность обручиться (и, разумеется, благословение духовника) имеется, а самое главное – если есть взаимная любовь и твердое окончательное решение быть вместе навсегда – обручение может принести немало пользы и подлинной духовной радости жениху и невесте.

И тогда любое время года станет для них подлинной весной – весной их взаимной брачной любви…

[1] Обручение … совершается … с … обычным для обручаемых поцелуем…. См.: Пидалион.

Примечание св. Никодима Святогорца к толкованию на 17 Правило Святых Апостолов.

[2] См.: Правило 11 Анкирского Собора Каноническое послание Василия Великого к Амфилохию, Правило 22 Правило 98 VI Вселенского (Трулльского) Собора.

О admin

x

Check Also

Бабуля, испеки мне луну

Она была моим самым дорогим, любимым и близким человеком. Моя дорогая, незабвенная Надежда Артемьевна, моя баба Надя… Небольшого роста, подвижная, худощавая, волосы белые-белые, собранные в пучок и заколотые гребешком. На ...

Баба со скалкой

Вопрос, который, как мне кажется, волнует многих женщин: как найти золотую середину между высказыванием мужчине своих пожеланий (для достижения обоюдной гармонии, то есть и для его тоже пользы) и риском ...

Азиатские мотивы на постном столе

Великий пост длится уже достаточно долго, так что самое время немного разнообразить меню. Многие возразят, что пост — время смирения и ограничений и значит, не следует изобретать изысканных блюд. С ...

Ах, как бы чего не вышло

Лена с детства была умной, задорной, эмоциональной и развитой девочкой. Родители ее любили, хвалили, но не баловали. Наверняка, в чем-то ошибались, но всегда видели (и видят) в дочери больше хорошего ...

Ах, я бедная овечка

Источник фото: avdeeva.livemaster.ru Занимаясь очередным рассаживанием тараканов по местам в своей голове, я нашла там много интересных личностей. В прошлый раз мы познакомились с бегемотиком, а сегодня я вам представлю ...

А я возьму и усложню, или Один раз

По телевизору крутят рекламу с Антонио Бандерасом. Незамысловатый сюжетец: стареющий мачо вступает в некую эмоциональную и физическую связь с едой, они вместе смеются, о чём-то говорят. Но вот обед закончен, ...

Айрис Грейс: девочка с аутизмом, ставшая признанной художницей

Айрис Грейс шесть лет, и у нее аутизм. Когда Айрис поставили диагноз, ее мама твердо решила найти способ достучаться до девочки и сделать все возможное, чтобы Айрис чувствовала себя счастливой. ...

Ах, эта свадьба! Если вы приглашены

Открыт радостный весенний сезон свадеб, и многие из нас начинают получать приглашения от подруг разделить вместе с ними это торжественное событие. К сожалению, в нашей замечательной стране традиция свадебных нарядов ...

Ах, какая мука – воспитывать

«Ах, какая мука – воспитывать», – хочется воскликнуть вслед за Фрекен Бок буквально каждые десять минут. Мозг постоянно сверлит мысль о том, что главное в жизни – это прилично воспитать ...

Айвазовский: 6000 видов моря

Поскольку «Девятый вал» видели все, кажется, что про Айвазовского мы знаем всё. Да и потом, сколько можно смотреть на воду? Но именно её Айвазовский писал всю жизнь. Вообще-то настоящее имя ...

А вы на шкаф залезьте

Есть у меня один знакомый. Назовем его Василий. Василий — верующий, православный. Но мне общаться с ним не очень хочется, потому что все разговоры у него сводятся к одной теме: ...

Ах, целлюлит, целлюлит, целлюлит

Целлюлит — одно из самых таинственных косметологических явлений. Он невероятно портит настроение девушкам и женщинам. Особенно в преддверии сезона отпусков. Атакует, как нам кажется, неожиданно, исподтишка. И совершенно непредсказуемо выбирает ...

Авторитет старших

Мы продолжаем публиковать отрывки из книги «Мама, перестань читать нотации! И ты, папа, тоже!» греческого педагога и организатора «школы родителей» Кики Дзордзакаки-Лимберопулу, перевод которой выполнен монахиней Екатериной специально для портала. ...

А тому ли я должна-то

Хорошо придумали англичане. Сколько же у них глаголов долженствования – для любого нюанса этого состояния… А у нас – как обухом по голове: я должна. Слушаться старших, делать уроки, любить ...

Астрид Линдгрен изменила мою жизнь дважды»

Когда Саре Швардт было 12 лет, она написала письмо Астрид Линдгрен. Вместо открытки со стандартным текстом писательница отправила ответное письмо. Единственная сохранившаяся из него фраза: «То есть хорошие фильмы — ...

А ты роди дитя

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. Пифагор Однажды мне было двадцать лет, я была молодая жена, я жила в собственной квартире с собственным мужем, ...

Рейтинг@Mail.ru