Главная 16 Женские штучки 16 Право на счастье, или православным вход воспрещен

Право на счастье, или православным вход воспрещен

От редакции: Обнаруживая себя в невыносимых условиях, человек верующий чаще всего пытается утешиться тем, что надо смиряться. История нашей читательницы Виктории — тому пример. И правда, очень часто верующим женщинам, находящимся в сложной жизненной ситуации, мало кто говорит о ценности личности, о настоящей любви, всё чаще укрепляют их и дальше находиться внутри ситуации ненормальной и даже возмутительной по своей сути.

Этот текст пришёл в редакцию до публикации открытого письма матушки, но тема, поднимаемая в статье, очень сильно перекликается. Откуда же берётся это общество, поддерживающее насилие в семье?

С недавнего времени я стала подмечать в людях такую черту: они хотят чего-то, стремятся к этому, просят, даже требуют… а получив, отталкивают обеими руками, словно боятся вдруг обрести желаемое. Каждый получает то, что он хочет, но не каждый этому рад. И, по-видимому, не рад именно потому, что получил.

Что это: неверие в себя и в возможность счастья именно для собственной персоны? Глубоко пустившее корни ощущение, что я не такой, как все, я плохой, а все хорошие?

Замаскированный до неузнаваемости комплекс русского интеллигента с его извечным и чаще всего неуместным чувством вины, который не умеет с радостью принимать, совершенно не приучен благодарить и готов даже Всевышнему сказать: Нет, спасибо? И почему человек вдруг начинает бессознательно отказывать себе в праве на то, чего сознательно хочет каждый из нас, – в праве на счастье?

Гадать и задавать риторические вопросы можно до бесконечности. Попытаемся разобраться в причинах.

Хотя бы в некоторых.

С места не сдвинусь!

Перечитывая как-то свой старый дневник, я наткнулась на такие слова (сейчас уже не верится, что они были выведены моей собственной рукой):

Я не хочу никого встречать в свой день рожденья, во мне даже просыпается какая-то желчность – и все равно я надеюсь в душе, что телефон будет разрываться, что в нем будут раздаваться голоса, которых больше всего ожидаешь… Я рвусь к людям – и не в силах долго и по-настоящему быть с людьми, вне своей скорлупы.

Почему-то продуцировать и даже испытывать положительные эмоции, принимать любовь окружающих – иногда оказывается труднее, чем обратное… Однако сейчас я вижу, что за этим негативизмом шестилетней давности стояла… колоссальная внутренняя пассивность.

Помните песню Тамары Гвердцители:

Это зря говорится, что надо счастливой родиться.
Надо только, чтоб сердце не стыдилось над счастьем трудиться,
Чтобы не было сердце лениво, спесиво,
Чтоб за каждую малость оно говорило:
Спасибо, спасибо, спасибо…

Вот-вот – над счастьем трудиться. В глубине души негативист все-таки понимает, что счастье – это не то, что неожиданно свалится тебе на голову и затмит собой все на свете.

Оно скорее похоже на путеводный клубочек, который заставит тебя все время двигаться вперед, внутренне расти… А это не всегда можется и хочется. Конечно, стоять неподвижно на перекрестке семи дорог и плакаться самой себе в жилетку – занятие не из приятных… но в такой позиции есть определенное преимущество: больше ничего другого от тебя не требуется.

Примерно как в быту: жизнь в бардаке не устраивает никого — но он объективно легче, чем усилия по его ликвидации.

Осторожно: активная жертва

Для начала договоримся о терминах. Есть люди, которые привыкли чувствовать себя несчастными, но при этом не находят в себе рычага, чтобы как-то развернуть ситуацию в свою сторону — так и продолжают плыть по течению, тихо вздыхая на свою горькую участь. Это пассивные жертвы.

Они и рады бы что-то изменить, но как-то не получается. В глубине души им кажется, что в праве на счастье им отказано, а почему — кто знает.

Судьба такая.

Активные жертвы твердо уверены, что в этом праве им ДОЛЖНО быть отказано — а заодно и всем остальным. Больше всего их возмущает, когда кто-нибудь из их окружения чувствует за собой такое право и пользуется им, не скрывая и не стыдясь. Когда этот кто-то открыто проявляет самоуважение, учитывает свои интересы и желания — активная жертва просто изойдет гневом.

Всем должно быть так же плохо, как и мне!

А теперь самое интересное — почему и для чего. Горькую участь такие личности создают себе сами — жалуются на нее, как и положено, но ни за что не позволят облегчить ее. Активная жертва всегда кладет себя на алтарь… чего угодно, но этот алтарь оказывается ее пьедесталом.

Да, она несчастна, она не позволяет себе ничего по-настоящему желанного, действует правильно даже во вред себе, но за счет этого чувствует себя невероятно хорошей и благородной – в противовес остальным, таким нехорошим и таким довольным жизнью.

Право на счастье, или православным вход воспрещен

Кадр из к/ф Старухи

Больше того, активной жертве другое окружение и не нужно, иначе ее пьедестал рассыплется. Она будет взваливать на себя непосильные грузы, регулярно попрекая тех, кто далек от подобного мазохизма, но никому не позволит разделить свою ношу — иначе ее исключительный ореол поблекнет!

Может быть, в тайниках души эта благородная мученица и сама хочет жить так же, как те, кому она старательно себя противопоставляет… но ей невыносимо трудно расстаться со своим идеальным образом, пусть даже таким неудобным.

Чем-то активная жертва напоминает голодного человека, который с возмущением отталкивает протянутый ему кусок хлеба. Золушка, для которой фея-крестная — злейший враг… и которая, увы, сама этого не понимает.

Так и бегает по кругу, кляня свою метлу, — и цепляясь за нее мертвой хваткой.

Страдание – дело добровольное?

Внутренний отказ от права на счастье по причинам религиозного характера – пожалуй, самый печальный и самый незаметный из череды самообманов.
Однажды, листая какую-то книгу, я наткнулась на цитату из Некрасова:

Ты любишь несчастного, русский народ,
Страдания нас породнили…

Прочитала – и задумалась. А что, если больной-обездоленный вдруг расстанется со своим статусом и перейдет в разряд счастливых-здоровых – не возникнут ли по отношению к нему подозрение и зависть? Может быть, чеховский человек с молоточком – это просто зловредный зануда, вроде Беликова?

Не переросла ли в наших головах любовь к несчастному в любовь к самому несчастью, в восприятие его как нормы, как марку праведности? И, наконец, самое интересное: это мы возвели христианский принцип ПРЕВРАЩЕНИЯ страдания в радость — в КУЛЬТ страдания, вплоть до упоения им… или это до нас уже постарались?

Да, празднование памяти любого мученика совершается чаще всего в день его смерти. Убийства.

Казни. Но в том-то и заключается поворотный пункт христианства, что позор превращается в торжество, день гибели – в день победы. Мученик не стремится к страданию ради самого страдания, добровольные лишения не составляют цели и смысла жизни преподобного.

Утверждать обратное – все равно что говорить, будто кисть для художника важнее картины, а лопата для садовника – важнее деревьев.

А ведь такая интерпретация уже настолько растворилась в мозгах, что подчас ее трудно заметить… Еще в студенческие годы мне врезалась в память фраза из предисловия к какому-то советскому изданию Достоевского: Страдания в христианстве безусловно рассматриваются как благо. Ну что ж, если следовать этой логике, то убийц и садистов надо почитать святыми и массово ставить им памятники.

А спасл еси неповинныя от смерти (слова из акафиста святителю Николаю) – это ж просто преступление против человечества.

Как вообще нам, обычным людям с невооруженным зрением, отличить Зосиму от Ферапонта, подвижника от псевдоподвижника, киево-печерских отцов от нашумевших некогда псковских затворников, святого и мученика от религиозного мазохиста? Нам — обычным людям с невооруженным зрением?

Может, мой ответ будет слишком поверхностным, слишком простым, чтобы претендовать на истинность… но я его все-таки попробую дать. Хотя бы самой себе.

У первых, несмотря на внешнюю тяжесть выбранной жизни, в глазах есть свет. Добрый свет.

Его не заметит разве что слепой или бесчувственный. Первые берут на спину камень и идут… сами знаете за Кем.

Они видят Его. Их позвали.

Вторые — прутся, потому что увидели первых и решили, что НАДО переться. Поднимают на спину такой же камень, но… видят только этот камень.

И — оказываются в тени. В тени этого камня. В собственной тени.

В замкнутом пространстве, куда свет не пробивается и воздухообмен не производится. Кто-то — увы, не в метафорическом смысле, а в самом прямом.

Вам когда-нибудь приходилось работать в помещении без источников кислорода, где уже к середине рабочего дня приходится все время держать дверь открытой либо дышать исключительно собственными испарениями? Тогда вы понимаете, о чем я говорю.

P.S. В том же старом дневнике, только уже пару лет спустя, я сделала другую запись:
Христианин должен быть счастливым. Не в смысле – иметь всё, а именно ЧУВСТВОВАТЬ, СОЗНАВАТЬ себя счастливым.

Иначе Таинство Благодарения станет таким лишь по названию, не по сути.

Не знаю, права ли я в этом. Но почему-то думаю так до сих пор.

О admin

x

Check Also

Будут ли вам помогать взрослые дети

Недавно в сети прочитала длинное обсуждение о том, что как ни воспитывай детей, вырастают они неблагодарными. И помощи от них не дождешься. И на просьбы они реагируют неохотно. И вообще, ...

Бусинки из личных воспоминаний на день Петра и Павла

Праздники… С детства помню и люблю Новый год, 8 марта, День Победы.. Потом к ним прибавились Рождество и Пасха. Такой вот очень банальный на самом деле набор любимых праздников. Самые ...

Будущие родители занимаются совсем не тем»

Женщины, ожидающие рождения ребенка, зачастую понимают подготовку к его рождению в основном как закупку пеленок-распашонок-подгузников, выбора самой удобной коляски, самой красивой кроватки… А когда ребенок рождается, оказывается, что наличие красивой ...

Булочка в постель

Леди Джоан […] засмеялась. — О, Хэмп, будем ли мы счастливы снова? — Мне кажется, — сказал он, глядя на море, — что это зависит от Провидения. — Скажите еще ...

Будни счастья: 12 детей и 28 внуков Ильяшенко

Больше половины браков по статистике заканчиваются разводами, в большинстве семей сотни нерешаемых, казалось бы проблем, нередко даже в тех семьях, где супруги сохраняют брак, атмосфера в доме далека от атмосферы ...

Бунтую — значит, существую? Молодежные субкультуры

Есть субкультуры, уводящие человека в виртуальность, есть субкультуры, разрушающие лишь их адептов (готы, эмо чрезвычайно склонны к самоубийствам), и субкультуры, нацеленные на разрушение мира или общества. Об их разновидностях рассуждает ...

Будущего нет

Когда знакомые девушки жалуются мне на опостылевшее одиночество или хронически неустроенную личную жизнь, я всегда спрашиваю их от том, что они хотели бы получить в будущем вместо того настоящего, которое ...

Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс…

Конец V века. Галлия, раздираемая противоречиями и жадными варварскими народами: бургундцами (бургундами), визиготами, франками и аламанами (алеманами). То, что часть из них была христианами (пусть даже еретиками-арианцами), ничуть не мешала ...

Быть Астрид Линдгрен»: почему этот фильм нельзя пропустить

Бывают фильмы долгожданные, а бывают — нежданные-негаданные. Именно таким стал для меня фильм о юности Астрид Линдгрен. Я не знала, что он снимается, пропустила бы его выход в прокат и, ...

Британские ученые доказали

Пока сотни фирм разрываются на тысячи заказов, а иные актёры, не моргнув глазом, отменяют приглашения в Голливуд («У меня ёлки!»), некоторые здравомыслящие родители предлагают детям «не врать» и «несуществующих волшебников ...

Будем экономить? Хитрости маленького бюджета

Хочешь не хочешь, а приходится признать, что нынче наступают нелегкие времена. С финансовой точки зрения. Цены растут, дорожают в первую очередь продукты и предметы первой необходимости. Мы привыкли уже к ...

Брэд Питт, Анджелина Джоли и российские приёмные родители Почему мы берём детей в семью

Анджелина Джоли и Брэд Питт приняли в свою, и без того немаленькую, семью ещё одного малыша. Двухлетний мальчик по имени Мусса стал седьмым по счёту ребенком у звездной четы. По ...

Браток, ты с какого прихода? Или как мы отрицаем телесное

Обязательно предупреждать перед началом Святой Четыредесятницы широкие круги общественности о том, что пост — это не диета и не фитнес и еда в нём не главное, стало модной тенденцией последних ...

Братья Карамазовы»: почему двери ада заперты изнутри

В 1878-1880 годах Ф.М. Достоевский, больной смертельной болезнью и прекрасно понимающий, что времени у него совсем не осталось, пишет роман «Братья Карамазовы», в котором собирается «наконец высказаться весь». Что составляло ...

Будни одной обычной королевы

…Все люди как люди, а я королева! — думала я, в очередной раз подбирая свалившуюся было корону. А кем еще может быть мама маленькой принцессы? Не иначе как королевой. Корону ...

Брейнбилдинг — зарядка для мозга

Времена энциклопедистов, к сожалению или к счастью, прошли безвозвратно. Научно-технический прогресс не стоит на месте, так что первооткрывателей сегодня встретишь едва ли. К тому же, за один только день на ...

Рейтинг@Mail.ru