Главная 16 Налоги и пособия 16 Выплаты пассажирам при ДТП

Выплаты пассажирам при ДТП

Выплаты пассажирам при ДТП

Выплаты пассажирам при ДТП

Любой, кто собрался читать данную статью, хотя бы один раз был в роли пассажира автомобильного, морского, речного, железнодорожного или авиатранспорта. Говорить об одном разе как-то даже некорректно, ибо современный человек просто по определению не сможет жить без транспортных услуг. Каждый раз, когда входим в салон маршрутного такси или, к примеру, в вагон поезда и занимаем места согласно купленным билетам, мы, по сути, отдаем себя во власть профессионализму водителя, его ответственности за техническое состояние этого транспортного средства. Помимо всего перечисленного, благополучный исход нашей поездки напрямую зависит от уровня контроля над водителем со стороны его руководства, от здоровья человека за рулем или штурвалом и даже от его эмоционального состояния в конкретный момент. Очень много взаимообусловливающих факторов. Даже малейшая их несостыковка может привести к ДТП.

Логическим продолжением наших рассуждений должен быть вопрос: какие денежные компенсации предусмотрены пассажиру, если он пострадает во время поездки и (попробуем охватить шире) стоит ли пассажиру в нашей стране вообще надеяться на денежную компенсацию со стороны перевозчика? Попробуем разобраться.

Об ответственности перевозчика за пассажира

De jure пассажир в РФ имеет право на страховые выплаты в случае ДТП, то есть по закону государство позаботилось о защите наших прав. В этом нас уверяет Федеральный закон за №67 – Ф3, принятый в середине прошлого года. Название закона красноречиво говорит о смысле и цели его принятия: «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». Важный государственный документ вступил в силу сразу после начала нового 2013 года.

С точки зрения необходимого уровня правовой культуры стоит знать основные положения данного документа:

  • Каждый перевозчик отвечает перед пассажиром, если во время поездки по любым причинам (даже при слишком резком торможении) ему нанесен вред (как жизни, здоровью, так и имуществу).
  • Закон обязывает перевозчика размещать на видном месте (обычно возле касс или непосредственно в транспорте) исчерпывающую информацию о страховой компании, с которой он заключил договор обязательного страхования. Пассажир должен иметь возможность всегда прочитать адрес страховой компании, ее контактные телефоны.
  • После фактически случившегося ДТП и при имеющемся фактически причиненном ущербе (по мнению самого пассажира и по медицинскому заключению) пассажир может написать в письменной произвольной форме в адрес страховщика заявление. К подробному описанию произошедшего случая, всех его обстоятельств должны быть приобщены все документы (оригиналы), подтверждающие характер и степень нанесенного ущерба здоровью и имуществу пассажира. Заявление обязательно регистрируется в регистрационной книге страховщика. Важно то, что страховщик обязан рассмотреть заявление (удовлетворить его или обоснованно отказать) выгодоприобретателя (пассажира) не позднее одного календарного месяца с момента получения заявления.
  • Система обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажирами должна работать на всех видах перевозок. Имеются в виду перевозки и городские, и междугородные, а также и пригородные. К понятию транспорта закон относит любой, в том числе и метрополитен. Транспорт отличается скоростью, маршрутом движения и уровнем сервиса. Социальный закон тем самым показывает не только заботу государства о гражданах, но и свое понимание того, что пассажир имеет разную платежеспособность, и он вправе в любом случае рассчитывать на денежную компенсацию причиненного ущерба.

Уже есть много конкретных фактов страховых выплат пассажирам, пострадавшим в ДТП

Большинство таких случаев связано с городскими маршрутными такси. Эти перевозчики дают наибольший процент аварий и несчастных случаев, напрямую связанных с массовыми фактами нанесения ущерба здоровью и имуществу пассажиров. Государство делает адекватные шаги, ужесточая ответственность водителей за езду по тротуарам, за остановки по требованию в неустановленных местах, за разговоры водителя по телефону на маршруте и за сбор оплаты непосредственно во время движения транспортного средства.

Размер компенсации всем пострадавшим пассажирам рассчитывается не в произвольной форме, а по специальной шкале, утвержденной законом. Этот момент крайне важен, так как ставит препятствие на пути не в пользу пассажира отступлений при определении размера выплаты страховой суммы. Закон четко говорит перевозчику, что он в ответе перед пассажиром, а страховщику четко разъясняет: для каждого вида и для каждого класса полученных повреждений заплати ту сумму, которая определена правовой нормой.

Институт страхования в России еще не прижился в менталитете людей настолько прочно и широко, как в развитых западных странах. Это факт. Но, как отмечают эксперты, уже более 50% российских перевозчиков осознали выгоду заключения договора обязательного страхования. Всё объясняется просто: сумма перевозчика в пользу страховика несоизмеримо меньше, чем та, которую потенциально нужно выплатить пассажиру в случае аварии. Речь идет о тысячах против миллионов. Страховые затраты перевозчика на одного пассажира не так уж велики в России – меньше 2% от стоимости билета (это на маршрутном такси, а на другом городском общественном транспорте показатель еще меньше).

Чем рискует пассажир, пользуясь услугами перевозчика без страхового договора

Есть в нашем отечестве организация НССО – Национальный союз страховщиков ответственности. Так вот, этот Союз недавно опубликовал свои данные о процентных показателях охвата страхованием перевозок на разных видах транспорта. Цифры показали самого отстающего: всего 2% компаний, владеющих воздушным транспортом (вертолетом), страхуют свою ответственность. Самые дисциплинированные и ответственные перевозчики пассажиров – водный транспорт и железная дорога (100%). Немного отстают от лидеров троллейбусные перевозчики (84,3% охвата страхованием) и трамвайные (78,6%). Не радует факт, что всего 66,9% автобусных перевозчиков и маршрутных такси застраховали свою ответственность перед пассажирами.

Каждый пассажир, пользуясь услугами перевозчика, не заключившего страховой договор, рискует не получить никакой компенсации своего ущерба. Почему? Потому что за спиной перевозчика не стоит страховщик, ведь с ним не заключен договор. Перевозчик будет в таком случае сам решать проблему выплат из собственного кармана. Какая разница пассажиру от такого положения вещей? Разница большая, ведь по закону за каждого погибшего причитается выплата 2,25 млн. рублей, а за причинение вреда здоровью сумма выплат может достигать 2 млн. рублей (зависит от степени тяжести ущерба здоровью и характера полученных повреждений). Насчет вреда имуществу страховые выплаты тоже предусмотрены немалые: 600 рублей за 1 кг багажа и 11 тысяч рублей за любое другое имущество. Не у всех перевозчиков имеются такие личные страховые средства. Поэтому суды с таким безответственным собственником могут тянуться месяцами и даже годами.

Чтобы не допускать таких безнадежных страховых случаев, государство активно страхует перевозчиков за нежелание иметь страховой полис ОСГОП. Штрафы внушительные, могут достигать даже миллиона рублей. Отсутствие 100% страхования ответственности доказывает, что размер штрафа в нашей стране не на всех действует отрезвляюще. Многие эксперты уверены, что наиболее реальной мерой воздействия на несознательного перевозчика мог бы стать запрет заниматься деятельностью по перевозке пассажиров. Мысль была заключена в одной емкой фразе: «Нет ответственности перед пассажиром – нет бизнеса».

De facto в законодательстве об ответственности перед пассажирами есть «дыры» – перевозчики их находят

Казалось бы, что еще нужно для наведения порядка в сфере перевозок? Ведь механизм контроля над безответственными перевозчиками есть. Тем более что пути и лазейки для уклонения от подписания страховых договоров тоже серьезным и ответственным людям известны. Можно выделить три основные причины, не позволяющие закону проявиться в полной мере:

наши люди в качестве пассажиров недостаточно информированы в правовом смысле, они далеко не всегда обращаются с заявлением о происшествии на транспорте и причиненном ущербе;

  • не существует конкретной формы документа, который должен быть оформлен после дорожно-транспортного происшествия, где должны быть записаны по горячим следам факты ущерба здоровью и имуществу;
  • есть проблемы с выдачей лицензий на перевозки, сама процедура позволяет мелким перевозчикам работать под чужой лицензией или оформлять свою предпринимательскую деятельность в качестве заказных перевозок.

Несовершенство законодательства Российской Федерации снижает эффективность многих законов отечественного производства, в том числе и предмет нашего разговора. Безусловно, радует факт, что законодательные инициативы в последнее время всё более носят социально ориентированный характер и направлены на решение конкретных и самых насущных общественных проблем. Хочется надеяться, что усилия государства и ответственная гражданская позиция пассажиров позволит искоренить недобросовестных перевозчиков, работающих без договора страхования, то есть фактически нелегально.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Льготы, выплаты, декретный отпуск по уходу за ребенком при усыновлении

Отпуск и выплата пособий при усыновлении ребенка Принятие приемного ребенка в семью – серьезный и сознательный шаг, на который способны пойти родители. Причины усыновление или удочерения бывают разные, в том ...

Установление отцовства: в судебном порядке и через ЗАГС, исковое заявление в суд, взыскание алиментов, добровольное признание факта отцом

Как установить отцовство Установить отцовство можно добровольно или принудительно. В последнем случае процедура осуществляется в судебном порядке, отнимает больше времени, влечет за собой материальные расходы, которые будут компенсированы только если ...

Порядок признания отцовства: добровольно и через суд

Признание отцовства в ЗАГСе или через суд Признание отцовства необходимо для родителей, которые живут в статусе гражданских отношений. Эти отношения не зарегистрированы государством, поэтому возникает проблема закрепления отцовства за биологическим ...

Региональный материнский капитал в Алтайском крае в 2018 году: размеры, документы, как получить

Материнский капитал в Алтайском крае С 1995 года в Алтайском крае ежегодно фиксируется естественная убыль жителей региона. Для исправления такого положения местное правительство решило стимулировать семьи на рождение третьего ребенка. ...

Как использовать материнский капитал на улучшение жилищных условий в 2018 году: правила использования до 3 лет, документы на получение

Использование материнского капитала на улучшение жилищных условий Демографический кризис не покидает Россию с 1990 года. Если так пойдет и дальше, через 200 лет на огромной территории страны некому будет жить. ...

Как можно погасить ипотеку материнским капиталом: документы, условия для первоначального взноса в банках, отзывы

Погашение ипотеки материнским капиталом Одним из направлений программы Материнский капитал является возможность покупки жилья для семьи. Закон разрешает направлять средства капитала на погашение ипотечного займа. Условия использования капитала в рамках ...

Использование материнского капитала на покупку жилья: можно ли купить квартиру или дом у родственников, до 3 лет без ипотеки, по договору купли-продажи

Покупка жилья на материнский капитал Законодательно установлено, что размер материнского капитала ежегодно индексируется на уровень инфляции. Однако с 2015 года сумму не корректировали, и в настоящее время она составляет 453 ...

Можно ли продать дом или квартиру, купленную на материнский капитал: с использованием ипотеки, условия, какие документы нужны для опеки

Как продать жилье купленное за материнский капитал Вы стали счастливым обладателем сертификата материнского капитала и улучшили свои жилищные условия. Но как продать квартиру или дом, купленные с использованием государственных средств? ...

Какая есть помощь от государства при покупке квартиры: государственные программы по улучшению жилищных условий

Как получить помощь от государства на покупку квартиры Нюансы государственных программ Благосостояние народа является одним из важнейших факторов процветания государства. Именно поэтому в России сейчас предлагается несколько программ помощи покупки ...

Как узнать остаток материнского капитала через интернет: проверить состояние счета через Госуслуги по номеру сертификата, справка об остатке в ПФР

Как узнать остаток материнского капитала Развитие Единого портала Госуслуг с каждым годом расширяет перечень электронных услуг. Такая система особенно удобна для молодых матерей. Вы можете больше не стоять в очередях ...

Материнский капитал: до какого года будет действовать сертификат за второго ребенка

До какого года продлили материнский капитал Материнский капитал — это средства, выделенные на поддержку российским семьям с детьми. Они выплачиваются с рождением или усыновлением второго, третьего или последующего ребенка при ...

Пособия не детей в 2018 году в Удмуртии: единовременные выплаты при рождении ребенка, компенсации за детский сад, региональный материнский капитал

Детские пособия в Удмуртии Высокий уровень рождаемости в Удмуртской республике поддерживает развитая система социальных выплат для семей с детьми. На дополнительную материальную поддержку могут рассчитывать многодетные и малообеспеченные семьи, а ...

Статус многодетной семьи: как получить удостоверение в 2018 году, документы для оформления

Статус многодетной семьи В РФ отмечается тенденция отрицательного естественного прироста населения страны, в связи с чем, преобладающее число многодетных семей составляют семьи с 3-мя детьми, составляющие 75% от всего числа ...

Детские пособия в Приморском крае в 2018 году: выплаты на ребенка при рождении, льготы матерям-одиночкам и многодетным семьям, краевой материнский капитал

Пособия на ребенка в Приморском крае Для увеличения рождаемости и числа жителей во Владивостоке предусмотрена система детских пособий для семей. Также правительство Приморского края предоставляет дополнительную материальную помощь многодетным семьям ...

Детские пособия в 2018 году в Брянской области: единовременные выплаты при рождении ребенка, компенсации и льготы на второго и третьего ребенка, областной материнский капитал

Пособия на ребенка в Брянской области С конца 80-х годов прошлого столетия Брянская область переживает демографический кризис, связанный с повышенной смертностью в регионе, низким уровнем рождаемости и миграционным оттоком населения. ...

Детские пособия в Кирове в 2018 году: размер единовременной выплаты при рождении, компенсация за детский сад и региональный материнский капитал

Пособия на ребенка Кирове Демографическая ситуация в Кировской области, как частный показатель общей ситуации, с 2013 года ухудшается. Несмотря на выход из критической ситуации начала 2000, уверенный рост рождаемости остановился. ...

Рейтинг@Mail.ru