Главная 16 Брак и расторжение брака 16 Расторжение брака » Сайт священника Константина Пархоменко
священник Константин Пархоменко В Священном Писании мало, но удивительно емко сказано о браке. Нехорошо быть человеку одному… То есть человек предназначен к тому, чтобы не быть одиноким, чтобы во второй своей супружеской половинке обрести полноту2.

Расторжение брака » Сайт священника Константина Пархоменко

священник Константин Пархоменко

В Священном Писании мало, но удивительно емко сказано о браке.

Нехорошо быть человеку одному… То есть человек предназначен к тому, чтобы не быть одиноким, чтобы во второй своей супружеской половинке обрести полноту2.

Сотворим ему помощницу, соответственную ему… В древнееврейском слово переведенное у нас как помощница дословно означает восполняющая. То есть жена восполняет мужа в бытии.

Оставит человек отца и мать, прилепится к жене своей; и будут одной плотью… Одна плоть – значит одно существо. Быть вместе, жить одной жизнью с одними устремлениями, ценностями, радостями и горестями…

Это в Ветхом Завете. Новый же подтверждает и усиливает то, о чем говорится в Ветхом.

Вспомним, как Христос приходит на брак в Кану, чтобы поздравить молодоженов и даже делает им свадебный подарок – претворяет воду в вино.

Или вспомним замечательные слова о любви апостола Павла: любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. О чем это? О том, что супружеская любовь, единство, обретенное еще на земле, перейдут с нами в вечность.

Или вот: людям, которые не работают над своим характером и из-за этого брак рушится хорошо бы вспомнить о своей ответственности за это, ибо Сам Христос говорил нам об этом итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Брак – это навсегда. Единство мужа и жены – это единство не психологического или социального характера, но онтологического. Я уже приводил слова Господа из рассказа о сотворении людей – прилепится к жене своей; и будут одной плотью. Интересно, что эти же слова повторяет Христос – в Евангелии от Марка (10, 8) и Матфея (19, 6). Одна плоть – по древневр. басар – означает одно существо, один человек. Теперь понятно, почему единство мужа и жены св. Иоанн Златоуст уподоблял единству существующему между Лицами Святой Троицы: «Когда муж и жена соединяются в браке, они не являются образом чего-то неодушевленного или чего-то земного, но образом Самого Бога»3.

Православная Церковь всегда, во все времена подходила к браку именно с такими высокими требованиями. «Вы говорите о идеале», – часто слышит священник от современных людей и на это отвечает одно: «а Церковь всегда и вела людей к идеалу…»

Единобрачие – это идеал. Это то, на что призваны ориентироваться все люди. И именно поэтому священнослужитель, который по определению должен быть идеалом для своих прихожан, может быть только единобрачным.

Если, даже по уважительной причине, брак разрушается, священник или диакон не могут вступить в повторный. Так же принять священный сан не может человек, который повторно вступил в брак, или женится на второбрачной.

Этот принцип настолько строго соблюдается в Православии, что немало достойнейших людей не были удостоены священного сана и служат Церкви в чине мирянина (таковы многие профессора Духовных Семинарий и Академий, сотрудники Патриархии, епархий и проч).

Итак, по замыслу Божию супружество – это вечное и нерасторжимое установление. Но в реальности, из-за греховности людей, брак мог разрушиться. В Ветхом Завете в книге Второзаконие сказано, что развод возможен, если муж находит в жене что-нибудь противное4. По мнению исследователей, первоначально, под противным понималась супружеская неверность. Однако впоследствии, иудейские толкователи стали искажать эту заповедь и допускать развод по любым причинам удобным для мужчины. Даже одного его желания, сопровождаемого словами, что его жена ему противна, было достаточно, чтобы он считал себя свободным от брачных уз.

Против такого искажения выступает Христос. Спаситель напоминает, что Бог сотворил мужчину и женщину, чтобы те стали одной плотью и говорит, что позволение Моисея о разводе дано по жестокосердию5 человеческому, как исключительная, крайняя, мера. В другой раз Христос уточняет, что существует только одна уважительная причина для развода – супружеская неверность6 – но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует.

То есть Спаситель очищает от позднейших искажений древнюю, Моисееву заповедь и говорит, что только супружеская неверность, измены могут быть причиной развода.

Апостол Павел добавляет еще одну причину – неверие супруга/супруги, но и тут добавляет, что желательно верующему супругу терпеть, молиться и верить в обращение своей второй половины. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его… Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь7.

То есть мы видим, что Богом заповеданный идеал, попадая в наши руки – руки греховных, злых, неверных людей, может быть поврежден.

В самом деле. Возьмем первый случай – супружескую неверность. Если наша вторая половина не желает работать над собой, если, несмотря на все наши увещевания, не хранит супружеской верности, а постоянно обманывает нас, блудит, изменяет, зачем превращать жизнь для всех в ад? Мне как пастырю известны совсем вопиющие случаи. Жены любой ценой хотели сохранить брак, и тогда мужчины приводили любовниц домой и поселяли в соседней комнате.

Если жена сама все это вытерпеть еще и может, то должны ли страдать от этого зрелища дети? Какой пример, какую модель семьи они воспримут, если знают, что папа постоянно изменяет маме, а мама с этим мирится.

В случае супружеской неверности, после многократных попыток исцелить ситуацию, после увещеваний изменника, если все так и остается самым правильным шагом будет расторгнуть брак. Мириться с беззаконием, закрывать на него глаза – значит потакать греху, в каком-то смысле становиться соучастником греха.

Представим теперь картину обрисованную апостолом Павлом. Неверующая половина. С грустью скажу, что мне как пастырю приходится встречаться и с такими историями. Муж не пускает жену в храм. Он рвет и спускает в унитаз ее иконки, он до истерики доводит детей, унижая их идеалы, говоря гадости о вере и святынях.

Если есть такое откровенное неуважение, то нормален ли такой брак. Ведь брак – это единство. А тут единства нет. И если все это как-то приемлемо для жены – чаще всего, если жена не имеет детей и любит мужа, я советую бороться за брак, – то нужно ли все это для детей?

И тут, чтобы не мучить друг друга возможно расстаться.

Вот исходя из этих соображений Православная Церковь и допускает развод как крайнюю меру. Как единственный выход из ситуации, когда по человеческой глупости, греховности, жестокосердию, сохранить уважительные и терпимые отношения не удается.

…Когда Христос учил о браке, проблемы вражды против веры не существовало – верили все. Тогда единственной проблемой были измены.

При апостоле Павле ситуация изменилась. Язычники и иудеи превращали жизнь своей супруги/супруга принявших крещение в кошмар. Тогда апостол Павел вводит новую уважительную причину для развода.

Реалии современной жизни таковы, что появились иные страшные недуги и язвы общества.

Одна из них – алкоголизм и наркомания. Некоторое время назад я разговаривал с женщиной которая, как она сказала, «собственными руками убила сына». Представьте себе ужас ситуации. Женщина врач реаниматолог, отказалась вызвать скорую помощь сыну, корчащемуся от передозировки наркотиков. Она ушла курить на улицу, зная, что в квартире умирает единственный сын.

; Почему? Спрашиваю я.

; Потому, что я работаю много лет с такими людьми. Я таких видела тысячи. И знаю, что если их откачать, это просто продлит их муки.

Она курила на улице и плакала, зная, что сегодня будет поставлена точка в многолетней безуспешной борьбе против той наркотической зависимости, которой страдал ее сын8.

Это, конечно, крайний случай. Но сколько таких семей, где один из супругов изводит всю семью и подает жуткий пример детям и не только не может, часто не хочет бросать наркотики…

Или алкоголизм… Я специально привожу примеры максимально утрированные, потому, что жизнь бывает порой очень жестокой.

Одна моя прихожанка, мать двоих детей, долгое время отказывалась развестись со своим мужем алкоголиком. Он и мучил и бил детей, избивал в припадках ее, а она все терпела, да говорила: «Ничего, батюшка. Христос терпел и нам велел». «Но зачем вы подвергаете этим мукам детей?» – спрашивал я тщетно…

Закончилось все очень грустно. Папа допился до белой горячки, позвал детей в ванную и на их глазах повесился…

Долгое время эти дети лечились у психоневролога и доныне (спустя 3 года) состоят на учете.

Имеет смысл сохранять такой брак? Да и брак ли это?

Если мы еще можем допустить подобную голгофу для бездетных супругов, то имеем ли мы право невинными и бесправными участниками этих бед делать детей?

Для православного человека высшим авторитетом является голос Церкви. Этот голос Церкви звучит на Вселенских и Поместных соборах, в писаниях учителей и отцов Церкви.

Немалое внимание в документах соборов (особенно последних столетий) уделено вопросу о возможности или невозможности расторжения брака.

Так Поместный собор 1917-1918 годов в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве допустимых причин к разводу, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также:

отпадение супруга или супруги от Православия; противоестественные пороки; неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения; заболевание проказой или сифилисом; длительное безвестное отсутствие; осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния; посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей; снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга; неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим.

Этой теме посвящены параграфы документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятого на соборе в 2000 году.

Напомнив перечень оснований к расторжению брака принятый Собором 1917-1918 г., Социальная доктрина указывает: «В настоящее время этот перечень… дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Чтобы не создалось впечатления, будто православные определения слишком либеральны к греху и слабостям, приведу еще цитату из этого документа: «В целях духовного воспитания брачующихся и содействия укреплению супружеских уз священники призываются к тому, чтобы в беседе, предшествующей совершению Таинства Брака, подробно разъяснять жениху и невесте идею нерасторжимости церковного брачного союза, подчеркивая, что развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается».

Вот в таком ключе и решают подобные вопросы пастыри Православной Церкви. Но лучше бы эти вопросы не возникали.

Милость Божия и Его благодать да пребудет со всеми нами!

Мир вашим семьям и сил в перенесении испытаний, претерпевший же до конца спасется.

1 Статья написана для католического молодежного журнала «Радуга».

2 О монашестве и безбрачии «ради Господа» говорить не будем. Это особый, уникальный путь, где полноту, восполнение, человек обретает в Боге.

3 Беседа 26 на 1 Коринфянам, гл. 2.

8 Я не разделяю ее мнения, о чем у нас состоялась серьезная духовническая беседа, но касаться этой темы мы не будем.

О admin

x

Check Also

Как через сбербанк онлайн оплатить госпошлину за расторжение брака

Как через сбербанк онлайн оплатить госпошлину за расторжение брака Оплата госпошлины за развод — размер госпошлины при разводе Процедура прекращения брака предполагает исполнение сторонами некоторых обязательных правил.

Заключение брака понятие, условия, порядок — Курсовая работа, страница 1

Глава 1. Понятие и сущность брака………………………………….…4 Глава 2. Условия заключения брака……………………………………8 2.3. Обстоятельства, препятствующие заключению брака……………….15 Глава 3. Порядок заключения брака……………………….…………20 3.1. Место заключения брака и процедура подачи заявления о заключении брака………………………………………………….…………..20 Список использованных источников…………………………………36 Согласно российскому законодательству брак - это свободный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, построенный на началах единобрачия.

К вопросу исследования обстоятельств, препятствующих заключению брака

К вопросу исследования обстоятельств, препятствующих заключению брака К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ЗАКЛЮЧЕНИЮ БРАКА lt;* gt; -------------------------------- lt;* gt; Alb'ikov I. R. To the study of circumstances preventing marriage.

Заключение брака в РФ: условия и порядок оформления, Семейное право

Регистрация семейных отношений как формализованная процедура базируется на трех основных условиях: добровольность вступления в брак для каждой из сторон; достижение брачного возраста и отсутствие причин, препятствующих заключению брачного союза.

Как производится расторжение брака в судебном порядке?

Как производится расторжение брака в судебном порядке? Расторжение брака в судебном порядке единственный способ развода, если отсутствуют основания для прекращения союза мужчины и женщины через органы ЗАГС.

Расторжение Брака: Как Развестись Без Проблем

Создавая семью, каждый думает о том, что проживет со своим избранником долгую и счастливую жизнь. Но уже потом, спустя некоторое время, становится понятным, что никак не избежать развода.

Порядок и условия заключения брака — реферат, курсовая работа, диплом

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Порядок и условия заключения брака (предмет: Государство и право) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта.

Как происходит раздел имущества при расторжении брака

Порядок раздела имущества при разводе по Семейному кодексу Дележ квартир при разводе Развод — процесс довольно сложный и отягощающий хлопотами. Несомненно, каждый человек стремится к гармонии и счастливой семейной жизни, но, увы, это не всегда получается.

Заключение брака в РФ: брачный возраст, заявление, Статьи

Согласно российскому законодательству брак - это свободный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, построенный на началах единобрачия (моногамии). Интересно отметить, что такой порядок действует далеко не во всех странах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКА

В данной статье достаточно подробно приведена информация про условия и порядок заключение брачных отношений между мужчиной и женщиной. Правила и условия вступления и заключения брака.

Заказать, бесплатно скачать Правовая природа, понятие и формы брака

1. Правовая природа, понятие и формы брака……………….……………..….7 1.2. Правовое регулирование брачных отношений в Российской Федерации………………………………………………………………………..11 2. Условия заключения брака…………………………………………………. 21 2.1. Согласие на заключение брака………………. ……………………..….21 2.3. Обстоятельства, препятствующие заключению брака………………. 28 3.1. Место заключения брака и процедура подачи заявления о заключении брака……………………………………………….……………………………..32 3.3. Процедура заключения брака…………………………………………..….39 Список использованных источников…..………………………………………50 Брак является одной из форм существования семьи – основной ячейки общественного организма.

Пошлина за расторжение брака

Чтобы оплатить госпошлину, обязательно уточните в суде реквизиты для денежных операций. Пользуясь этими данными, платеж можно совершить в любом банке, а также с помощью терминалов самообслуживания и интернет-банкинга.

Загс госпошлина расторжение брака квитанция

Квитанция об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию расторжения брака Сегодня для многих актуален вопрос: Попытаемся предоставить подробную информацию.

Исковое заявление о разделе нажитого супругами в период брака имущества и совместных долгов по кредитным договорам, иск о разделе нажитого супругами в период брака имущества и совместных долгов по кредитным договорам

(ФИО полностью, адрес) о разделе нажитого супругами в период брака имущества и совместных долгов по кредитным договорам С ________________ (число, месяц, год) я и ответчик, ________________ (Ф. И. О. полностью), состояли в зарегистрированном браке, который расторгнут решением ________________ (наименование органа, расторгнувшего брак) от ________________ (число, месяц, год). В период брака с ________________ (число, месяц, год) по ________________ (число, месяц, год) нами было приобретено следующее имущество: ________________ (указать имущество, подлежащее разделу, стоимость данного имущества). Кроме того, в период брака ________________ (число, месяц, год) на мое имя был выдан кредит по кредитному договору № ________________ (значение), заключенному с ________________ (наименование кредитной организации), на сумму ________________ (цифрами и прописью) рублей на срок до ________________ (число, месяц, год). Полученные по данному кредитному договору денежные средства были использованы на нужды семьи для ________________ (вписать нужное). С ________________ (число, месяц, год) я самостоятельно, за счет личных денежных средств осуществляю платежи по вышеназванному кредитному договору, всего выплатив ________________ (цифрами и прописью) рублей.

Документы на усыновление ребенка от первого брака, Адвокатское бюро Вершина

Расчет пособия по больничному листу при производственной травме Вы должны стать полноценной семьей, а уже потом – юридически полной семьей. Сбор документов Собрать все необходимые документы, если они в порядке, не составляет труда.

Заключение брака

Семейные права и обязанности супругов возникают, если между ними произошло официальное заключение брака, его государственная регистрация органами ЗАГС. Фактически сложившиеся семейные отношения между мужчиной и женщиной без такой регистрации юридически не защищены государством: так как брак не зарегистрирован, семейные права и обязанности отсутствуют, а, значит, защите в суде не подлежат.

Рейтинг@Mail.ru