Главная 16 Акоголизм 16 Лекция 10
Наследственность детей алкоголиков Наследственность - это отражение биологического в человеке, передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены (в переводе с греч.

Лекция 10

Наследственность детей алкоголиков

Наследственность — это отражение биологического в человеке, передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности — гены (в переводе с греч. — «рождающий»), локализованные в структурах ядра клетки — хромосомах.

Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека, которая включает:

детерминированную часть — определяет то общее, что делает человека человеком:

детерминированная часть программы обеспечивает продолжение человеческого рода;

обеспечивает видовые задатки человека как представителя человеческого рода, задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления;

от родителей к детям передаются внешние признаки (особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи);

жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор;

к наследственным свойствам относятся особенности нервной системы, обусловливающие особенности протекания психических процессов (патологические недостатки нервной деятельности родителей, вызывающие, например, шизофрению, могут передаваться потомству); наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства (например, карликовость), отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.



переменную часть — определяет то особенное, что отличает людей друг от друга, обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования; каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно путем саморазвития и самосовершенствования, таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой.

С педагогической точки зрения интерес представляют 3 главные проблемы:

Дети наследуют не готовые способности к определенному виду деятельности, а только задатки — потенциальные возможности для развития способностей. При этом имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Унаследованные человеком задатки реализуются или не реализуются в зависимости от обстоятельств (условий жизни, среды, потребностей общества, от спроса на продукт той или иной деятельности человека). Известный генетик, академик Н. П. Дубинин считает ошибочным распространенное мнение о том, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что существует неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания). Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков для развития своих умственных сил.



Специальными называются задатки к определенному виду деятельности (музыкальные задатки, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.). Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия.

Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что ребенок не рождается ни злым, ни добрым, то есть в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении (душа новорожденного — «чистый лист»). Действительно, расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, ни других генов, причастных к нравственности.

Вместе с тем в западной педагогике (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм и др.) доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены, то есть люди рождаются добрыми или злыми, природой человеку дается агрессивность, жестокость. Такие выводы делаются на основании признания наличия инстинктов (инстинкты наследуются) и рефлексов у животных и людей, то есть поведение человека признается инстинктивным, рефлекторным. В пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения открыто высказываются академик П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др. ученые, указывая, что человек как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего существования, — это является доказательством неизменности человеческой природы.



Таким образом, вопрос о наследовании моральных качеств является до сих пор открытым и сложным.

Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 — медведями, 1 — павианами, другими породами обезьян — не менее 10 случаев, 1 ребенок был вскормлен леопардом, 1 — овцой. В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек — 2 лет и 5-7 лет: вывезенные из джунглей дети ходили и бегали на четвереньках, причем только ночью, а днем спали, забившись в угол; младшая девочка — Амала — скоро умерла, так ничему и не научившись, старшая — Камала — прожила до 17 лет (два года пришлось учить ее стоять, за 10 лет обучения лексикон девочки составил сто слов — дальше языковой прогресс не пошел, девочка научилась есть руками, пить из стакана, в 17 лет по уровню развития Камала соответствовала 4-летнему ребенку).

Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека:

социальная среда (общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, др.); социальную среду относят к отдаленному окружению;

ближняя среда (семья, родственники, друзья).

Педагоги всего мира признают огромную важность среды, однако при оценке степени влияния среды взгляды педагогов не совпадают, так как абстрактной среды не существует — есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среду социальную и домашнюю.



Домашняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; семья предоставляет условия (в том числе материальные) для развития природных задатков ребенка; в семье закладываются нравственные и социальные качества личности. Кризис современной российской семьи (рост числа разводов, неполных семей, рост числа социально обездоленных детей) является, по мнению специалистов, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних — значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.

По вопросу о том, что оказывает большее влияние на развитие человека — среда или наследственность — существуют две позиции:

приверженцы биогенного (биогенетического) направления в педагогике отдают предпочтение наследственности;

приверженцы социогенного (социогенетического) отдают предпочтение среде.

Английский психолог Д. Шаттлеворт (1935) установил количественные пропорции влияния среды и наследственности на умственное развитие: 64% — наследственные влияния, 16% — различия в уровне семейной среды, 3% — различия в воспитании детей в семье, 17% — смешанные факторы (взаимодействие наследственности со средой).

Общий вывод состоит в том, что человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия. Каждый человек развивается по-своему, и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя.



Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием.

Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Вместе с тем слабость воспитания заключается в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, тогда как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно.

Диапазон оценок роли воспитания широк: от утверждения полной бессильности воспитания (при неблагоприятной наследственности и отрицательном влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Справедливым представляется высказывание французского просветителя Д. Дидро о том, что воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа.

Таким образом, воспитаниеэто заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Исследования Н. Н. Ладыгиной-Котс показали, что воспитание детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком — при наличии тех же контактов с людьми, хорошего питания и ухода, — не привело к приобретению детенышами обезьяны ни одного психического качества, свойственного человеку.



Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития и постоянно опирается на достигнутый уровень развития, то есть развитие — это цель, а воспитание — средство. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково — от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей.

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий. Отечественный психолог Л. С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенку (уровню актуального развития), но и зоне его ближайшего развития, которая определяется теми возможностями ребенка, которые он может реализовать в настоящий период только с помощью взрослого и которые, благодаря сотрудничеству со взрослым, будут собственным достоянием ребенка в ближайшее время.

Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития».

О admin

x

Check Also

Форум трезвых алкоголиков

Чем может помочь клуб анонимных алкоголиков Форум работает: 5 лет 10 месяцев 19 дней Ленча (34) Аля123 (34) Конфета (31) побуду здесь? Lynx (42) Иванес (56) (adsbygoogle = window.

Диета после пищевого отравления: что можно есть взрослым и детям

Диета после пищевого отравления В теплое время года особенно актуальной становится проблема пищевого отравления. Это огромный стресс для организма, после такого заболевания необходимым условием для полного восстановления является щадящий специальный режим питания.

Какой алкоголь можно пить при гастрите: пиво, водку, коньяк

Какой алкоголь и в каких количествах можно пить при гастрите? Гастрит и язва в настоящее время пока не стали эпидемией, но очень четко формируют мнение медиков, что являются следствием неправильного питания и образа жизни.

Анализ крови на алкоголь: влияние алкоголя на анализы

Как влияет алкоголь на анализы крови и мочи? В наше время медицина шагнула далеко вперед, появилась ультразвуковая диагностика, и все-таки сдать кровь и мочу остается очень важным для постановки точного диагноза и последующего лечения выявленного заболевания.

Симптомы цирроза печени у женщин: что важно знать, при профилактике и лечении

Тревожные симптомы цирроза печени у женщин Цирроз печени – это заболевание, которое поражает печень, изменяет её правильную структуру. Все эти факторы полностью блокируют функцию печени и дают толчок к развитию печёночной недостаточности, портальной гипертензии.

Алкоголизм в России: статистика, проблема алкоголизма в России и борьба

Алкоголизм в России Явление алкоголизма распространено во всем мире, особенно в Европе и странах бывшего СССР. Проблема алкоголизма в России берет начало с 17 века и актуальна в современном обществе, несмотря на установленные государством меры и законы.

Польза и вред пива для мужчин

Польза и вред пива для мужчин В древности считали, что пиво улучшает аппетит, ускоряет рост и физическое развитие, а также укрепляет здоровье. По этой причине им поили даже маленьких детей.

Алкогольная эпилепсия

Алкогольная эпилепсия Серьезным осложнением алкоголизма является алкогольная эпилепсия. Заболевание дает о себе знать судорожными приступами, которые всегда начинаются неожиданно.

Лечение никотиновой зависимости поможет препарат концентрат

Easynosmoke — избавление от никотиновой зависимости быстро Курение самая распространенная в мире зависимость. За последние 50 лет количество курящих людей на планете увеличилось больше, чем в 3 раза.

Как отойти от похмелья быстро, Домашний способ

Лечим похмельный синдром доступными средствами К счастью или сожалению, но в нашей стране мало кто представляет себе застолье без алкогольных напитков. Но совершенно точно, что не у всех хватает сил и способностей оценить свои реальные возможности в том, что касается употребления спиртного.

Белая горячка

Для родственников. "Белая горячка" Белая горячка.Белочка.Делирий.Белая горячка симптомы.Белая горячка видео. Delirium tremens,"Белая горячка", алкогольный психоз.

Реферат: Алкоголь и алкогольная зависимость

Реферат: Алкоголь и алкогольная зависимость 2. Свойства алкоголя 3. Алкоголь и материнство 3.1. Влияние алкоголя на женскую половую сферу 3.2. АСП - алкогольный синдром плода 3.3. Алкоголь - враг женщины 4. Алкоголь и подростки 4.1. Неутешительные данные 5.Заболевания, вызываемые злоупотреблением алкоголя 6. Алкоголизм и наследственность 7. Алкоголизм и венерические заболевания 8. Алкоголь и трудовая деятельность 9. Профилактика алкогольных заболеваний Список используемой литературы Цель работы: Изучить проблему алкоголизма, ее причины, последствия, пути решения.

Алкоголь и беременность — Вопросы и ответы — Доктор Комаровский

Алкоголь и беременность Все знают, что при беременности алкоголь употреблять нельзя. Может ли алкоголь спровоцировать отслойку плаценты? И вообще, какие рекомендации по употреблению алкоголя в период беременности? Все-таки категорическое нет? Или в малых дозах изредка допускается? опубликовано 12/07/2013 15:53 Да, тема «Беременность и алкоголь», кажется, раскрыта полностью.

Состав и применение капель АлкАтекАктив против алкоголизма

Состав и применение капель АлкАтекАктив против алкоголизма Амарант используют также в целях профилактики против диабета, ожирения, аденом, неврозов. Шрот амаранта может быть использован в рациональном и диетическом питании как дополнительный источник белка, клетчатки и минеральных веществ с целью обеспечения оптимальных диетологических условий функционирования органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, а тае же при воздействии неблагоприятных экологических и производственных факторов.

Капли от алкогольной зависимости без ведома больного

Какие бывают капли от алкоголизма, оправдано ли их добавление без ведома больного Что заставляет людей пить так, что они не обращают ни на что другое своего внимания? А почему при этом пропадает мотивация, сила воли давно волновало многих врачей.

Метод Шичко от алкоголизма: упражнения чтобы бросить пить алкоголь

Как избавиться от алкогольной зависимости по методу Шичко Разработанный в прошлом столетии метод Шичко является довольно своеобразным и необычным способом борьбы с алкоголизмом.

Рейтинг@Mail.ru