Главная 16 Акоголизм 16 Лекция 10
Наследственность детей алкоголиков Наследственность - это отражение биологического в человеке, передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены (в переводе с греч.

Лекция 10

Наследственность детей алкоголиков

Наследственность – это отражение биологического в человеке, передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности – гены (в переводе с греч. – “рождающий”), локализованные в структурах ядра клетки – хромосомах.

Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека, которая включает:

детерминированную часть – определяет то общее, что делает человека человеком:

детерминированная часть программы обеспечивает продолжение человеческого рода;

обеспечивает видовые задатки человека как представителя человеческого рода, задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления;

от родителей к детям передаются внешние признаки (особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи);

жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор;

к наследственным свойствам относятся особенности нервной системы, обусловливающие особенности протекания психических процессов (патологические недостатки нервной деятельности родителей, вызывающие, например, шизофрению, могут передаваться потомству); наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства (например, карликовость), отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.



переменную часть – определяет то особенное, что отличает людей друг от друга, обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования; каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно путем саморазвития и самосовершенствования, таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой.

С педагогической точки зрения интерес представляют 3 главные проблемы:

Дети наследуют не готовые способности к определенному виду деятельности, а только задатки – потенциальные возможности для развития способностей. При этом имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Унаследованные человеком задатки реализуются или не реализуются в зависимости от обстоятельств (условий жизни, среды, потребностей общества, от спроса на продукт той или иной деятельности человека). Известный генетик, академик Н. П. Дубинин считает ошибочным распространенное мнение о том, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что существует неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания). Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков для развития своих умственных сил.



Специальными называются задатки к определенному виду деятельности (музыкальные задатки, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.). Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия.

Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что ребенок не рождается ни злым, ни добрым, то есть в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении (душа новорожденного – “чистый лист”). Действительно, расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, ни других генов, причастных к нравственности.

Вместе с тем в западной педагогике (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм и др.) доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены, то есть люди рождаются добрыми или злыми, природой человеку дается агрессивность, жестокость. Такие выводы делаются на основании признания наличия инстинктов (инстинкты наследуются) и рефлексов у животных и людей, то есть поведение человека признается инстинктивным, рефлекторным. В пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения открыто высказываются академик П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др. ученые, указывая, что человек как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего существования, – это является доказательством неизменности человеческой природы.



Таким образом, вопрос о наследовании моральных качеств является до сих пор открытым и сложным.

Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 – медведями, 1 – павианами, другими породами обезьян – не менее 10 случаев, 1 ребенок был вскормлен леопардом, 1 – овцой. В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек – 2 лет и 5-7 лет: вывезенные из джунглей дети ходили и бегали на четвереньках, причем только ночью, а днем спали, забившись в угол; младшая девочка – Амала – скоро умерла, так ничему и не научившись, старшая – Камала – прожила до 17 лет (два года пришлось учить ее стоять, за 10 лет обучения лексикон девочки составил сто слов – дальше языковой прогресс не пошел, девочка научилась есть руками, пить из стакана, в 17 лет по уровню развития Камала соответствовала 4-летнему ребенку).

Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека:

социальная среда (общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, др.); социальную среду относят к отдаленному окружению;

ближняя среда (семья, родственники, друзья).

Педагоги всего мира признают огромную важность среды, однако при оценке степени влияния среды взгляды педагогов не совпадают, так как абстрактной среды не существует – есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среду социальную и домашнюю.



Домашняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; семья предоставляет условия (в том числе материальные) для развития природных задатков ребенка; в семье закладываются нравственные и социальные качества личности. Кризис современной российской семьи (рост числа разводов, неполных семей, рост числа социально обездоленных детей) является, по мнению специалистов, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних – значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.

По вопросу о том, что оказывает большее влияние на развитие человека – среда или наследственность – существуют две позиции:

приверженцы биогенного (биогенетического) направления в педагогике отдают предпочтение наследственности;

приверженцы социогенного (социогенетического) отдают предпочтение среде.

Английский психолог Д. Шаттлеворт (1935) установил количественные пропорции влияния среды и наследственности на умственное развитие: 64% – наследственные влияния, 16% – различия в уровне семейной среды, 3% – различия в воспитании детей в семье, 17% – смешанные факторы (взаимодействие наследственности со средой).

Общий вывод состоит в том, что человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия. Каждый человек развивается по-своему, и “доля” влияния наследственности и среды у каждого своя.



Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием.

Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Вместе с тем слабость воспитания заключается в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, тогда как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно.

Диапазон оценок роли воспитания широк: от утверждения полной бессильности воспитания (при неблагоприятной наследственности и отрицательном влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Справедливым представляется высказывание французского просветителя Д. Дидро о том, что воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа.

Таким образом, воспитаниеэто заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Исследования Н. Н. Ладыгиной-Котс показали, что воспитание детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком – при наличии тех же контактов с людьми, хорошего питания и ухода, – не привело к приобретению детенышами обезьяны ни одного психического качества, свойственного человеку.



Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития и постоянно опирается на достигнутый уровень развития, то есть развитие – это цель, а воспитание – средство. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково – от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей.

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий. Отечественный психолог Л. С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенку (уровню актуального развития), но и зоне его ближайшего развития, которая определяется теми возможностями ребенка, которые он может реализовать в настоящий период только с помощью взрослого и которые, благодаря сотрудничеству со взрослым, будут собственным достоянием ребенка в ближайшее время.

Задача воспитания состоит в том, чтобы создать “зону ближайшего развития”, которая в дальнейшем перешла бы в “зону актуального развития”.

О admin

x

Check Also

Кодирование от алкоголизма: как закодировать человека

Как происходит кодирование от алкоголизма Лечение алкогольной зависимости – процесс очень сложный и длительный. Он требует осознанного согласия и сильного желания пьющего человека.

Социальные последствия и причины наркомании, Радуга

Психопатические и иные последствия наркомании Вред наркотиков отражается негативно не только на теле человека, но и на его душе. Дурные последствия наркомании проявляются в изменении личности наркозависимого человека, падает уровень его жизненной энергии, психические процессы затормаживаются и обедняются, нет живого эмоционального интереса к жизни, нет увлечений и хобби.

Изжога после еды: причины, диагностика и методы лечения

Особенности изжоги после еды — причины и лечение Почему появляется изжога после еды сразу либо через несколько часов после приема пищи? Причина появления дискомфорта связанна с нарушенной работой желудочно-кишечного тракта, к которым приводит постоянное переедание, вредные привычки, употребление медикаментозных средств.

Капли от алкоголизма Алкопрост: состав на официальном сайте, отзывы, цена, купить оригинальный препарат

Алкопрост от алкоголизма: окончательная победа над пьянством! Алкопрост от алкоголизма – гарантированный способ преодолеть это несчастье навсегда и справиться со всеми его последствиями.

Конкурс детских плакотов против наркотиков (81 штука)

Конкурс детских плакотов против наркотиков (81 штука) " Я за тобой наблюдаю " г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет, Руководитель: Чарандаева Л.В. " Наркотик - это медленная смерть! " г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет, Руководитель: Чарандаева Л.В. " Наркотики делят все! " г. Ижевск, школа № 54, 5 класс, 10 лет, Руководитель: Старовойтова Е.Л. " Подумай о будущем! " г. Ижевск, школа № 54, 5 класс, 10 лет, Руководитель: Старовойтова Е.Л. " Наркотик - это серть " г. Ижевск, школа № 54, 5 класс, 10 лет, Руководитель: Старовойтова Е.Л. г. Ижевск, школа № 54, 5 класс, 10 лет, Руководитель: Старовойтова Е.Л. (adsbygoogle = window.

Капли – Алкотоксик – за 1 руб

Отзывы о каплях «Alkotoxic» от алкогольной зависимости, инструкция и состав Чрезмерное или регулярное употребление алкоголя в большинстве случаев приводит к возникновению алкоголизма.

Болит желудок после алкоголя: причины, лечение

Что делать, если болит желудок после алкоголя? Развенчивание мифа о том, из-за чего болит желудок после алкоголя в действительности, очень важно, поскольку правильное понимание причин возникновения болей, и проявления различных симптомов позволят диагностировать развитие проблемы еще на ранней стадии.

Можно ли пить алкоголь при планировании беременности

Можно ли пить алкоголь при планировании беременности Употреблять ли алкоголь во время планирования беременности? На этот вопрос у каждого из нас, без сомнения, будет свой ответ.

Таблетки от алкогольной зависимости без ведома больного: Эспераль, Лидевин

Какие таблетки избавят от алкогольной зависимости без ведома больного? Далеко не каждый человек, злоупотребляющий алкоголем, готов признать наличие проблемы и начать лечение.

Презентация – История Сухого Закона

Презентация "История Сухого Закона" Выдаем дипломы установленного образца Заочное обучение - на сайте «Инфоурок» (в дипломе форма обучения не указывается) Начало обучения: 6 декабря Лицензия на образовательную деятельность (№5201 выдана ООО «Инфоурок» 20.05.2016) от 13 800  6 900 руб.

Методы кодирования от алкоголизма: медицинские процедуры

Эффективные методы кодирования от алкоголизма Кодированием от алкоголизма называется психологическое воздействие на подсознание человека. Основная цель нововведенной информации – вытеснить психологическую причину болезни, задать новую установку, которая поможет человеку избавиться от пагубной зависимости.

МЕХАНИЗМ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ

МЕХАНИЗМ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ ПРОЦЕСС и МЕХАНИЗМ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ. ЧТО ТАКОЕ ОПЬЯНЕНИЕ Как происходит опьянение. Механизм, химия алкогольного опьянения. Опьянение - что это? Почему память отключается.

Кодирование от наркомании, выход ли это для наркомана

Кодирование и наркомания – выход или… Изготовление употребление, а тем более распространение наркотических веществ запрещается практически во всех странах мира. Сдерживающее законодательство постоянно совершенствуется, хотя методы его обхода, к сожалению тоже не отстают.

Бросить Курить 25 Кадр

Как бросить курить с помощью гипноза и 25 кадра? Вопрос быстрого и эффективного избавления от никотиновой зависимости беспокоит большое количество курильщиков. По статистике каждый год в. 25 кадр - Бросить курить 1.0 для Android - Представляем Вам совершенно новую технологию борьбы с никотиновой зависимостью! Скачай бесплатно.

Понос (диарея) – причины и лечение

Понос (диарея) - причины и лечение Понос – частые и жидкие испражнения, обусловленные расстройствами функции кишечника. В медицине существует определенная классификация диареи, ее различают по таким критериям: По продолжительности: Острая – длится от одного дня до двух недель.

Капли от алкоголизма без ведома больного

Капли от алкоголизма без разрешения и ведома больного Зависимость от спиртосодержащих напитков считается серьезным и трудноизлечимым заболеванием. Из-за него мучается сам больной, его родные и близкие, а также коллеги и окружение.

Рейтинг@Mail.ru